Preview

Nomadic civilization: historical research

Расширенный поиск

Художественный конфликт в исторических новеллах Бямбын Ринчена

https://doi.org/10.53315/2782-3377-2025-5-2-74-85

Аннотация

Крупнейшим достижением в истории современной монгольской литературы стало формирование новых жанров и видов художественной словесности. Б. Ринчен сыграл особую роль в становлении и развитии новеллы как нового жанра в монгольской литературе. Главной отличительной особенностью творчества писателя Б. Ринчена является мастерское изображение художественных конфликтов в исторических новеллах. Именно поэтому в данном исследовании специально рассматривается художественный конфликт в его исторических новеллах. В литературоведческой теории на основе конфликта, возникающего между протагонистом (главным героем) и антагонистом (противоборствующей силой), он традиционно классифицируется как внешний и внутренний. Применяя данную типологию к анализу исторических новелл Б. Ринчена, мы можем констатировать, что многие произведения, такие как “Письмо, раскрывшее тайну” (1957), “Парашютист Буниа” (1957), “Хатан Ану” (1959) и “Принцесса” (1962), демонстрируют доминирование внешнего конфликта. Однако в новелле “Последний сон Мангаа Доо” (1958) с большим мастерством разработан внутренний конфликт персонажа, а в новеллах “Рука” (1966) и “Старуха-сойвон” (1973) наблюдается сложное сочетание обоих типов конфликта. Развязка, через которую передается конфликт произведения, играет важную художественную роль. Б. Ринчен чаще всего разрешал конфликты в своих исторических новеллах трагической развязкой

Об авторе

И. Жавхлан
Западный региональный филиал Монгольского государственного университета
Монголия

Жавхлан Ишгэнпил, старший преподаватель

г. Ховд



Список литературы

1. Аким, Г. (1990). Билгүүн номч Бямбын Ринчен. Улаанбаатар: Монгол уран зохиол хэвлэлийн газар.

2. Байгалсайхан, С. (1995). Уран зохиол шинжлэлийн удиртгал. Улаанбаатар.

3. Галбаатар, Д. (2012). Уран зохиол: Онол, түүх, шүүмжлэл. Нэвтэрхий толь / Ред. С. Дулам, К. Окада. Улаанбаатар.

4. Лувсанвандан, С. (1965). Монголын утга зохиолын гол баатар. Улаанбаатар.

5. Монголын орчин үеийн уран зохиолын товч түүх: 1921-1965 (1968). Зохиогч: П. Хорлоо, С. Лувсанвандан, Ц.Мөнх, Д.Цэнд. Улаанбаатар: УХГ. Монголын орчин үеийн уран зохиолын түүх /1941-1960/ (1989). II боть, редактор Лувсанвандан, С. Мөнх, Ц. Сампилдэндэв, Х. Улаанбаатар.

6. Омакаева, Э. У., Очирова, Н. Ч. (2010). Ономастическое пространство художественного текста (на материале топонимикона прозы К. Эрендженова). Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2. 55–59.

7. Ринчен, Б. (2000). Монголын за-андгаар буй заа. Улаанбаатар.

8. Ринчен, Б. (2004). Бэр цэцэг гүнж. Улаанбаатар.

9. Түдэв, Л. (1971). МАХН-аас утга зохиолын тухайд явуулсан бодлого. Улаанбаатар.

10. Цэнд, Д. (2001). Бямбын Ринчен (намтар, уран бүтээл) /XX зууны монгол зохиолчид — 66/. Улаанбаатар.

11. Цэнд-Аюуш, Ш. (1979). О художественной критике. Новые горизонты: Литературно-художественная критика в МНР / Составитель и автор предисловия К. Н. Яцковская. Москва: Прогресс. 273–278.

12. Чимэгбаатар, Ч. (2011). Монгол хэлний яруу найруулга. Б.Ринчен. Тэргүүн дэвтэр. Улаанбаатар: Китаб ХХК.

13. Morner, Kathleen and Ralph, Rausch (1998). NTC’s Dictionary of literary terms. United States of America: NTC publishing Group.


Рецензия

Для цитирования:


Жавхлан И. Художественный конфликт в исторических новеллах Бямбын Ринчена. Nomadic civilization: historical research. 2025;5(2):74-85. https://doi.org/10.53315/2782-3377-2025-5-2-74-85

For citation:


Жавхлан И. Бямбын Ринчений түүхэн тууриудын уран сайхны зөрчил. Nomadic civilization: historical research. 2025;5(2):74-85. (In Russ.) https://doi.org/10.53315/2782-3377-2025-5-2-74-85

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3377 (Online)