Памятники ойратской буддийской архитектуры в Казахстане: проблемы изучения историко-культурного наследия калмыков в трудах проф. Ж. О. Артыкбаева
https://doi.org/10.53315/2782-3377-2021-1-1-24-34
Аннотация
В статье анализируются взгляды известного казахского историка Ж.О. Артыкбаева на проблемы сохранения и изучения историко-культурного наследия калмыков. В трудах ученого особое внимание уделено археологическим памятникам, буддийским монастырям, памятным местам, культурным и природным ландшафтам, связанных с этнической историей калмыков и ойратов, военными событиями, жизнью выдающихся исторических личностей. Ставится задача по системной разработке целостной концепции сохранения, актуализации и научного изучения историко-культурного наследия как новой междисциплинарной области знаний на межстрановом, общероссийском, региональном и местном уровнях с учетом накопленного отечественного и зарубежного опыта, оптимальной модели информатизации наследия, использования инструментов экологического мониторинга к современному состоянию объектов историко-культурного наследия и уникальных территорий. Национальное историко-культурное наследие калмыцкого народа, историческая память, преемственность – это код самоидентификации этноса. Суть национальной самоидентификации видится в единстве наследования и актуализации, накопленных прошлыми поколениями культурных знаний и ценностей. Сегодня, как никогда, важны понимание и осознание необходимости сохранения знаний о своем культурно-историческом прошлом. Историко-культурное наследие кочевых цивилизаций Центральной Азии, включающее в себя обширный комплекс старописьменных памятников, культовых сооружений, археологических артефактов и других разнообразных предметов материальной культуры, обладает огромным информационным потенциалом и позволяет глубже познакомиться с духовной культурой номадов.
Ключевые слова
Об авторах
С. ЧулуунМонголия
Сампилдондов Чулуун, доктор исторических наук, академик
Э. У. Омакаева
Россия
Эллара Уляевна Омакаева, кандидат филологических наук, доцент
Список литературы
1. Артыкбаев, Ж. О. (2002). Эрчисын-Сумэ – храм на Иртыше: загадочные страницы истории 17 века. Семипалатинск: Тенгри, 57.
2. Артыкбаев, Ж. О. (2005a). Кочевники Евразии в калейдоскопе веков и тысячелетий. СПб.: Мажор, 320.
3. Артыкбаев, Ж. О. (2005b). Топонимические этюды по маршрутам Зая-пандиты. Наследие Н. Ф. Катанова: история и культура тюркских народов Евразии: Доклады и сообщения международного научного семинара, 30 июня–1 июля 2005 г. Казань: Алма Лит, 123–128.
4. Артыкбаев, Ж. О., Прманов, А. (2013). История Казахстана. Алматы: Atamūra.
5. Байпаков, K. M., Ерофеева, И. В., Казизов, Е. С., Ямпольская, Н. В. (2019). Буддийский монастырь Аблай-хит. Научный редактор Д. А. Воякин. Алматы: ТОО «Археологическая экспертиза».
6. Бакаева, Э. П. (2009). Буддизм в Калмыкии: основные этапы истории. Буддизм в России. № 42. 9–17.
7. Гуссерль, Э. (1994). Логические исследования. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агентство Сагуна, 1, 175–353.
8. Зорин, А. (2020). О «призрачности» рукописного наследия Семи Палат: отклик на книгу «Буддийский монастырь Аблай-хит». Kunstkamera, 1 (7), 199–215.
9. Ерофеева, И. В. (2009). Памятники тибетского буддизма середины XVII – первой половины XVIII века в Казахстане: новые исследования и находки. Научные чтения памяти Н. Э. Масанова: Сб. материалов науч.-практ. конф. Алматы, 27–47.
10. Ерофеева, И. В. (2017). Буддийские монастыри ойратов в Семиречье (середина XVII – середина ХІХ в.). Mongolica-XVIII, 35–48.
11. Кукеев, Д. Г. (2014). Об оседлых ойратских поселениях на территории Евразии. Mongolica-XII. СПб., 26–35.
12. Омакаева, Э.У. (2010). Письменная традиция. Калмыки. М.: Наука, 382–387.
13. Омакаева, Э. У. (2016). Тема миграции и антропотока в монголоязычном песенном фольклоре: на материале ойратских и калмыцких исторических песен о Шуна-баторе и Убаши-хане. Великие евразийские миграции. Материалы Междунар. науч. конф. Элиста: Калмыцкий гос. ун-т им. Б.Б. Городовикова, 397–404.
14. Спасский, Г. И. (1818). О древних развалинах Сибири / Развалины Аблай-кида. Сибирский вестник. 3. СПб.: Типография Иоаннесова, 59–73.
15. Цыремпилов, Н. В. (2019). Хозяин Аблай-кита. Кто и зачем построил крепость-монастырь на Иртыше? Вестник Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева. Feb; 4 (125), 45–63.
16. Черников, С. С. (1960). Памятники архитектуры ойрат-калмыков. Записки Калмыцкого научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Элиста, 1, 115–134.
17. Müller, G. F. (1747). De scriptis tanguticis in Sibiria repertis…. Commentari Academiae Scientarum Imperialis petropolitanae. TX, 1738(1747), 420–468.
18. Pallas, P. S. (1776). Sammlungen historischer Nachrichten über die mongolischen Völkerschaften, 2 vols. St. Petersburg: Gedruckt bey der Kayserlichen Akademie der Wissenschaften, 1801, 158.
19. Tsyrempilov, N. (2020). Khoshut Ablai Taiji and his Fortified Monastery on the Upper Irtysh. Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae, 73(2), 269–289.
Рецензия
Для цитирования:
Чулуун С., Омакаева Э.У. Памятники ойратской буддийской архитектуры в Казахстане: проблемы изучения историко-культурного наследия калмыков в трудах проф. Ж. О. Артыкбаева. Nomadic civilization: historical research. 2021;1(1):24-34. https://doi.org/10.53315/2782-3377-2021-1-1-24-34
For citation:
Chuluun S., Omakaeva E. Monuments of Oirat Buddhist architecture in Kazakhstan: problems of studying the historical and cultural heritage of the Kalmyks in the works of prof. Zh. O. Artykbayev. Nomadic civilization: historical research. 2021;1(1):24-34. (In Russ.) https://doi.org/10.53315/2782-3377-2021-1-1-24-34