Партийно-государственное наступление на буддийские институты Калмыкии в 1917–1924 гг.: причины и специфика
https://doi.org/10.53315/2782-3377-2025-5-3-21-34
Аннотация
Социально-политические преобразования в России после революции 1917 года кардинальным образом изменили систему государственно-конфессиональных отношений, положив начало масштабному наступлению на религиозные институты. Данное исследование посвящено анализу причин и специфики партийно-государственного наступления на буддийские институты в Калмыкии в период 1917–1924 гг. В работе рассматривается общая политика советской власти по отношению к религии, направленная на её полную ликвидацию и нашедшая отражение в раннем советском законодательстве. Особое внимание уделяется мотивам и характеру ускоренного решения «религиозного вопроса» местными партийно-государственными структурами Калмыкии, где главным объектом репрессивной политики стали буддийское духовенство и хурулы (монастыри).
В работе подробно анализируется содержание антибуддийских мероприятий, которые зачастую не соответствовали официальным декларациям центральной власти. Ключевым аспектом исследования является кампания по изъятию церковных ценностей, которая рассматривается в диалектике как попытка религиозных учреждений оказать бескорыстную помощь голодающим Поволжья и как циничная акция органов власти, использовавших гуманитарную катастрофу для маскировки грабежа буддийской церкви. Делается вывод о том, что конфессиональная политика в регионе в указанный период носила выраженный репрессивный и зачастую несогласованный характер, предвосхитивший более жестокие гонения последующих лет.
Об авторе
Е. Н. БадмаеваРоссия
Бадмаева Екатерина Николаевна, доктор исторических наук, доцент
Элиста
Список литературы
1. Амур-Санан, А. М. (1922). Вымирающая степь. Жизнь национальностей. 4(10).
2. Архивы Кремля. (1997). В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922–1925 гг. М.: Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф».
3. Бадмаева, Е. Н. (2011). Историко-документальные материалы о репрессированных буддийских священнослужителях Калмыкии в конце 1920-х–начале 1930-х гг. Память мира: историко-документальное наследие буддизма. М.: РГГУ, С. 285–292.
4. Бадмаева, Е. Н. (2006). Калмыкия в начале 1920-х гг.: голод и его последствия. Элиста: АОр «НПП «Джангар».
5. Бадмаева, Е. Н. (2009). Религиозная политика Советского государства в период нэпа: на примере Калмыцкой автономной области. Научные ведомости Белгородского государственного университета. 9. История. Политология. Экономика. Информатика. 1. (56). 107–113.
6. Бадмаева, Е. Н. (2000). Церковная политика советского государства в Калмыкии в 1921–1922 гг. Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия. Санкт-Петербург: СПб государственный университет. 203–205.
7. Бакаева, Э. П. (1994). Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калмыцкое книжное издательство.
8. Бакаева, Э. П. (2012). Центральное духовное управление буддистов: представления и реальность. Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 4. 34–44.
9. Басхаев, А. Н. (2007). Буддийская церковь Калмыкии: 1900–1943 гг. Отв. ред. К.Н. Максимов. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар».
10. Бембеев В. Ш., Наберухин А. И. (1985). Революционная агитация и политическое просвещение калмыцких трудящихся в 1917–1919 гг. Развитие трудовой и политической активности трудящихся Калмыкии в период социализма. Элиста. 20–43.
11. Государственный архив Российской Федерации (далее ГА РФ) Ф.Р-1065. Оп. 4. Д. 31. Л. 139.
12. ГА РФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 9. Л. 79.
13. Дорджиева, Г. Ш. (1995). Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII — начало XX вв.). Элиста: АПП «Джангар».
14. Дорджиева, Г. Ш. (2012). Буддизм Калмыкии в вероисповедной политике Российского государства (середина XVII — начало XX вв.). Элиста: изд-во Калм. ун-та.
15. Дорджиева, Г.Ш. (2001). Буддийская церковь в Калмыкии в конце XIX — первой половине XX века. Москва.
16. Дорджиева, Г.Ш. (2014). Репрессированное буддийское духовенство Калмыкии. Элиста: издательство Калмыцкого университета.
17. Душан, У. Д. (1928). Вредные обычаи и суеверия у калмыков и борьба с ними. Астрахань.
18. Известия (1921). 20 апреля. 86.
19. Кануков, Х. Б. (1926). Буддо-ламаизм и его последствия. Астрахань.
20. Кануков Х. Б. (1973). Товарищи донские калмыки // Избранные статьи, речи и выступления (1918–1927 гг.). Элиста: Калм. кн. изд-во. 23–26.
21. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. 1 (1954). Москва: Госполитиздат.
22. Ленин, В. И. (1969). Об атеизме, религии и церкви: сборник статей, писем и др. материалов. Москва: Мысль.
23. Конституция (основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) (1918). СУ РСФСР. № 51.ст. 582.
24. Максимов, К. Н. (2011). Исторические источники по изучению репрессивной политики советского государства против буддийского духовенства в 1920– начале 1930 гг. Память мира: историко-документальное наследие буддизма. Москва: РГГУ. 275–284.
25. Максимов, К. Н. (2004). Трагедия народа: Репрессии в Калмыкии. 1918–1940-е гг. Москва: Наука.
26. Маслов, А. Г. (1962). Страницы былого: из воспоминаний участника борьбы за установление Советской власти в Калмыкии. Элиста: Калмыцкое книжное издательство.
27. Национальный архив Республики Калмыкия (далее НА РК). Ф.Р-3. Оп. 2. Д. 280. Л. 15.
28. НА РК. Ф.Р-3. Оп. 2. Д.280. Л.18.
29. НА РК. Ф.Р-3. Оп. 2. Д.312. Л.8об.
30. НА РК. Ф.Р-3. Оп. 2. Д. 174. Л.1–4.
31. НА РК. Ф.Р-3. Оп. 10с. Д.19. Л.72.
32. НА РК. Ф.Р-82. Оп. 1. Д.164. Л.103.
33. НА РК. Ф.П-1. Оп.2. Д. 147. Л.17.
34. Овчинников, В. (1967). Борьба партийных организаций с реакционной деятельностью ламаистского духовенства. Ученые записки Читинского пединститута. Чита. 15. 42–49.
35. Орехов, И. И. (1977). Ламаистское духовенство Калмыкии в начале XX века. Ламаизм в Калмыкии. Элиста: КНИИЯЛИ. 50–55.
36. Очерки истории Калмыцкой АССР. Т.2. Эпоха социализма. (1970). Москва: Наука.
37. Плюнов, Ф. И. (1922). Некоторые моменты из жизни калмыцкого народа, предшествующие революционной эпохе в России. Ойратские известия. Астрахань.
38. Первые Декреты Советской власти. (1979). Москва: Политиздат.
39. Синицын, Ф.Л. «Красная буря». Советское государство и буддизм в 1917–1946 гг. СПб: изд-е А.А. Терентьева, 2013. 528 с.
40. Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР (СУ РСФСР). (1918). №18. С. 263.
41. СУ РСФСР. 1926. № 75. Ст. 577. Гл. II. Ст. 15. П. «м».
42. Убушиева, С.И. (1984). Массовая атеистическая работа в Калмыкии в 1929–1937 гг. Развитие трудовой и политической активности трудящихся Калмыкии в период социализма. Элиста: КНИИИФЭ. 82–95.
43. Убушиева, С. И. (1980). Первые мероприятия Советской власти в Калмыкии по реализации Декрета о свободе совести (1918–1920 гг.). Калмыкия в трех революциях и гражданской войне. Элиста: КНИИИФЭ. 137–146.
44. Убушиева, С. И. (1983). Развитие массового атеизма и распространение материалистического мировоззрения в Калмыкии в период строительства социализма. Материальная и духовная культура калмыков. Элиста: КНИИИФЭ. 95–109.
45. Установление и упрочение Советской власти в Калмыкии (январь 1918– апрель 1919 гг.). (1973). Сб. док. / Под ред. Д. А. Чугаева. Элиста: Калм.кн. изд-во, 352 с.
46. Шахнович, М. И. (1961). Ленин и проблемы атеизма. Москва: изд-во АН СССР.
47. Чапчаев, А.Ч. (1970). Калмыки и Октябрьская революция. Записки. 9: Серия историческая. 234–249.
Рецензия
Для цитирования:
Бадмаева Е.Н. Партийно-государственное наступление на буддийские институты Калмыкии в 1917–1924 гг.: причины и специфика. Nomadic civilization: historical research. 2025;5(3):21-34. https://doi.org/10.53315/2782-3377-2025-5-3-21-34
For citation:
Badmaeva E.N. Party-state offensive against Buddhist institutes of Kalmykia in 1917–1924: reasons and specifics. Nomadic civilization: historical research. 2025;5(3):21-34. (In Russ.) https://doi.org/10.53315/2782-3377-2025-5-3-21-34