Preview

Nomadic civilization: historical research

Advanced search

Party-state offensive against Buddhist institutes of Kalmykia in 1917–1924: reasons and specifics

https://doi.org/10.53315/2782-3377-2025-5-3-21-34

Abstract

The sociopolitical transformations in Russia following the 1917 Revolution radically altered the system of state-confessional relations, ushering in a large-scale attack on religious institutions. This study analyzes the causes and specifics of the party-state attack on Buddhist institutions in Kalmykia between 1917 and 1924. The paper examines the overall policy of the Soviet government toward religion, aimed at its complete elimination and reflected in early Soviet legislation. Particular attention is paid to the motives and nature of the accelerated resolution of the “religious question” by local party-state structures in Kalmykia, where the Buddhist clergy and khuruls (monasteries) became the primary targets of repressive policies.
The paper provides a detailed analysis of the content of anti-Buddhist measures, which often conflicted with official declarations by the central government. A key aspect of the study is the campaign to confiscate church valuables, which is examined dialectically: as an attempt by religious institutions to provide selfless aid to the starving people of the Volga region and as a cynical act by authorities exploiting the humanitarian catastrophe to disguise the plunder of a Buddhist church. The conclusion is that religious policy in the region during this period was distinctly repressive and often uncoordinated, foreshadowing the more brutal persecutions of subsequent years.

About the Author

E. N. Badmaeva
Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov
Russian Federation

Ekaterina N. Badmaeva, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor

Elista



References

1. Амур-Санан, А. М. (1922). Вымирающая степь. Жизнь национальностей. 4(10).

2. Архивы Кремля. (1997). В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922–1925 гг. М.: Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф».

3. Бадмаева, Е. Н. (2011). Историко-документальные материалы о репрессированных буддийских священнослужителях Калмыкии в конце 1920-х–начале 1930-х гг. Память мира: историко-документальное наследие буддизма. М.: РГГУ, С. 285–292.

4. Бадмаева, Е. Н. (2006). Калмыкия в начале 1920-х гг.: голод и его последствия. Элиста: АОр «НПП «Джангар».

5. Бадмаева, Е. Н. (2009). Религиозная политика Советского государства в период нэпа: на примере Калмыцкой автономной области. Научные ведомости Белгородского государственного университета. 9. История. Политология. Экономика. Информатика. 1. (56). 107–113.

6. Бадмаева, Е. Н. (2000). Церковная политика советского государства в Калмыкии в 1921–1922 гг. Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия. Санкт-Петербург: СПб государственный университет. 203–205.

7. Бакаева, Э. П. (1994). Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калмыцкое книжное издательство.

8. Бакаева, Э. П. (2012). Центральное духовное управление буддистов: представления и реальность. Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 4. 34–44.

9. Басхаев, А. Н. (2007). Буддийская церковь Калмыкии: 1900–1943 гг. Отв. ред. К.Н. Максимов. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар».

10. Бембеев В. Ш., Наберухин А. И. (1985). Революционная агитация и политическое просвещение калмыцких трудящихся в 1917–1919 гг. Развитие трудовой и политической активности трудящихся Калмыкии в период социализма. Элиста. 20–43.

11. Государственный архив Российской Федерации (далее ГА РФ) Ф.Р-1065. Оп. 4. Д. 31. Л. 139.

12. ГА РФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 9. Л. 79.

13. Дорджиева, Г. Ш. (1995). Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII — начало XX вв.). Элиста: АПП «Джангар».

14. Дорджиева, Г. Ш. (2012). Буддизм Калмыкии в вероисповедной политике Российского государства (середина XVII — начало XX вв.). Элиста: изд-во Калм. ун-та.

15. Дорджиева, Г.Ш. (2001). Буддийская церковь в Калмыкии в конце XIX — первой половине XX века. Москва.

16. Дорджиева, Г.Ш. (2014). Репрессированное буддийское духовенство Калмыкии. Элиста: издательство Калмыцкого университета.

17. Душан, У. Д. (1928). Вредные обычаи и суеверия у калмыков и борьба с ними. Астрахань.

18. Известия (1921). 20 апреля. 86.

19. Кануков, Х. Б. (1926). Буддо-ламаизм и его последствия. Астрахань.

20. Кануков Х. Б. (1973). Товарищи донские калмыки // Избранные статьи, речи и выступления (1918–1927 гг.). Элиста: Калм. кн. изд-во. 23–26.

21. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. 1 (1954). Москва: Госполитиздат.

22. Ленин, В. И. (1969). Об атеизме, религии и церкви: сборник статей, писем и др. материалов. Москва: Мысль.

23. Конституция (основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) (1918). СУ РСФСР. № 51.ст. 582.

24. Максимов, К. Н. (2011). Исторические источники по изучению репрессивной политики советского государства против буддийского духовенства в 1920– начале 1930 гг. Память мира: историко-документальное наследие буддизма. Москва: РГГУ. 275–284.

25. Максимов, К. Н. (2004). Трагедия народа: Репрессии в Калмыкии. 1918–1940-е гг. Москва: Наука.

26. Маслов, А. Г. (1962). Страницы былого: из воспоминаний участника борьбы за установление Советской власти в Калмыкии. Элиста: Калмыцкое книжное издательство.

27. Национальный архив Республики Калмыкия (далее НА РК). Ф.Р-3. Оп. 2. Д. 280. Л. 15.

28. НА РК. Ф.Р-3. Оп. 2. Д.280. Л.18.

29. НА РК. Ф.Р-3. Оп. 2. Д.312. Л.8об.

30. НА РК. Ф.Р-3. Оп. 2. Д. 174. Л.1–4.

31. НА РК. Ф.Р-3. Оп. 10с. Д.19. Л.72.

32. НА РК. Ф.Р-82. Оп. 1. Д.164. Л.103.

33. НА РК. Ф.П-1. Оп.2. Д. 147. Л.17.

34. Овчинников, В. (1967). Борьба партийных организаций с реакционной деятельностью ламаистского духовенства. Ученые записки Читинского пединститута. Чита. 15. 42–49.

35. Орехов, И. И. (1977). Ламаистское духовенство Калмыкии в начале XX века. Ламаизм в Калмыкии. Элиста: КНИИЯЛИ. 50–55.

36. Очерки истории Калмыцкой АССР. Т.2. Эпоха социализма. (1970). Москва: Наука.

37. Плюнов, Ф. И. (1922). Некоторые моменты из жизни калмыцкого народа, предшествующие революционной эпохе в России. Ойратские известия. Астрахань.

38. Первые Декреты Советской власти. (1979). Москва: Политиздат.

39. Синицын, Ф.Л. «Красная буря». Советское государство и буддизм в 1917–1946 гг. СПб: изд-е А.А. Терентьева, 2013. 528 с.

40. Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР (СУ РСФСР). (1918). №18. С. 263.

41. СУ РСФСР. 1926. № 75. Ст. 577. Гл. II. Ст. 15. П. «м».

42. Убушиева, С.И. (1984). Массовая атеистическая работа в Калмыкии в 1929–1937 гг. Развитие трудовой и политической активности трудящихся Калмыкии в период социализма. Элиста: КНИИИФЭ. 82–95.

43. Убушиева, С. И. (1980). Первые мероприятия Советской власти в Калмыкии по реализации Декрета о свободе совести (1918–1920 гг.). Калмыкия в трех революциях и гражданской войне. Элиста: КНИИИФЭ. 137–146.

44. Убушиева, С. И. (1983). Развитие массового атеизма и распространение материалистического мировоззрения в Калмыкии в период строительства социализма. Материальная и духовная культура калмыков. Элиста: КНИИИФЭ. 95–109.

45. Установление и упрочение Советской власти в Калмыкии (январь 1918– апрель 1919 гг.). (1973). Сб. док. / Под ред. Д. А. Чугаева. Элиста: Калм.кн. изд-во, 352 с.

46. Шахнович, М. И. (1961). Ленин и проблемы атеизма. Москва: изд-во АН СССР.

47. Чапчаев, А.Ч. (1970). Калмыки и Октябрьская революция. Записки. 9: Серия историческая. 234–249.


Review

For citations:


Badmaeva E.N. Party-state offensive against Buddhist institutes of Kalmykia in 1917–1924: reasons and specifics. Nomadic civilization: historical research. 2025;5(3):21-34. (In Russ.) https://doi.org/10.53315/2782-3377-2025-5-3-21-34

Views: 7


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3377 (Online)