Трансформация традиционных кочевых обществ Прикаспийского региона в контексте социально-экономической политики Советского государства в 1920–1930-е гг.: современное состояние вопроса
https://doi.org/10.53315/2782-3377-2021-1-3-65-78
Аннотация
На современном этапе изучение кочевых образований прошлого вызывает неослабевающий интерес у российских и зарубежных ученых. В их исследованиях находит свое отражение история кочевых народов Центральной Азии. Однако можно выделить довольно ограниченное по своей тематике и хронологическим рамкам количество научных работ, в которых рассматривается трансформация традиционных кочевых обществ Прикаспийского региона в контексте социально-экономической политики Советского государства в 1920-1930-е гг. Научные исследования трансформации традиционных кочевых обществ Прикаспийского региона отличаются разнообразием тематики и многоаспектностью проблематики. Широк охват изучения истории и культуры номадов (от возникновения кочевого скотоводства, его расцвета, статуса в советские годы и до современного состояния в условиях глобализации). Актуальность заявленной проблематики обусловлена общественно-политической востребованностью выработки взвешенного подхода к нашему общему прошлому в условиях евразийского интеграционного процесса. Поставленные вопросы недостаточно изучены в научном отношении (при всем богатстве историографии!). В рамках настоящей статьи авторы попытались проанализировать высказанные ранее суждения по указанной проблематике и, опираясь на объективную оценку современного состояния историографии, сформулировать те принципы, которые могли бы составить теоретико-методологическую основу дальнейших исследований.
Об авторах
Е. Н. БадмаеваРоссия
Екатерина Николаевна Бадмаева, доктор исторических наук, доцент
Элиста
Э. У. Омакаева
Россия
Эллара Уляевна Омакаева, кандидат филологических наук, доцент
Элиста
Список литературы
1. Абеева, О.Н. (2012). Система управления кочевниками Прикаспия в XIX в. (на материалах Калмыкии) // Вестник Прикаспия: археология, история, этнология. 2012. № 3. С. 77–86.
2. Абсеметов, М.О., Зиновьев, В.П. (2016). К вопросу об особенностях процесса модернизации Казахстана в 1920–1940-е гг. // Вестник Томского государственного университета. История. № 410. С.19–23.
3. Акимбеков, С. (2021). Казахи между революцией и голодом. Алматы: ТОО «Институт Азиатских исследований».
4. Альжаппарова, Б.К. (2019). Из истории откочевок в Центральном Казахстане (конец 1920-х – начало 1930-х гг.) // Edu.e-history.kz. № 3(19). С. 15–25.
5. Андрианов, Б.В. (1982). Некоторые замечания о дефинициях и терминологии скотоводческого хозяйства // Советская этнография. № 4. С.76–80.
6. Аристов, Н.А. (2003). Труды по истории и этническому составу тюркских племен / Отв. ред. акад. В.М. Плоских. Бишкек: Илим.
7. Артыкбаев, Ж.О. (2005). Кочевники Евразии в калейдоскопе веков и тысячелетий. СПб: Мажор.
8. Бадмаев, В.Н. (2016). Культура кочевых народов: к методологии вопроса // Вестник Калмыцкого университета. № 1(29). С. 80–87.
9. Бадмаева, Е.Н. (2017). Исторический опыт формирования и развития органов государственного управления в Калмыкии в 1917–1943 гг. Элиста: КалмНЦ РАН.
10. Бадмаева, Е.Н. (2018). Повседневность российского крестьянства в 1920–1930-х гг.: историография вопроса // Magna adsurgit: historia studiorum. № 1. С. 77–91.
11. Бадмаева, Е.Н. (2019). Трудности и противоречия в моделировании образа «новой женщины» в Калмыкии в 1920-1930 гг. // Вестник Калмыцкого университета. 2019. №3(43). С. 6–12.
12. Батыров, В.В. (2018). Система традиционных кочевий волжских калмыков в XVIII – первой половине XIX вв. Элиста, КалмНЦ РАН.
13. Вайнштейн, С.И. (1991). Мир кочевников Азии. М.: Наука.
14. Васютин, С. (2005). Лики власти (к вопросу о природе власти в кочевых империях) // Монгольская империя и кочевой мир. Сборник научных статей. Улан-Удэ: Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН. С. 56–71.
15. Волхонский, М.А., Ярлыкапов, А.А. (2020). Ногайская степь как культурный ландшафт: проблемы идентификации и изучения // Уральский исторический вестник. № 2 (67). С. 61–70.
16. Гумилев, Л. Н. (1989). Древняя Русь и Великая степь. М.: Экспо.
17. Гумилев, Л. Н. (1972). Изменение климата и миграции кочевников // Природа. № 4. С. 44–52.
18. Гумилев, Л. Н. (1960). Хунну: Срединная Азия в древние времена. М.: издательство восточной литературы.
19. Гумилев, Л. Н. (1973). Этногенез и биосфера Земли: автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора географических наук. Ленинград: [б. и.].
20. Гумилев, Л.Н. (1989). Этногенез и биосфера Земли. Под ред. доктора геогр. наук. профессора В. С. Жекулина. 2 изд. испр. и доп. Л.: Изд-во ЛГУ.
21. Зайончковский, А. (1969). «Летопись Кипчакской степи» (Теварих-и дешт-и кипчак) как источник по истории Крыма // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. Ред. А. С. Тверитинова. Ч. 2. М. С. 10–28.
22. Зверяков, И.А. (1932). От кочевания — к социализму. Алма-Ата–М.
23. Имперская политика аккультурации и проблема колониализма (на примере кочевых и полукочевых народов Российской империи) (2019) / Научн. ред. С. В. Любичанковский. Коллективная монография. Оренбург: Оренбургский государственный аграрный университет.
24. Кадысова, Р.Ж. (2004). Советская модернизация Казахстана (1917–1940 гг.): историография проблемы. Алматы: НИЦ «Гылым».
25. Казиев, С.Ш. (2014). Основные направления национальной политики Советского государства в Казахстане (1920–1929 гг.) // Вестник Томского государственного университета. История. №5 (31). С. 51–56.
26. Калиновская К.П. (1989). Скотоводы Восточной Африки в XIX–XX вв. Хозяйство и социальная организация. М.: Наука.
27. Кидирниязов, Д. С. (2000). Ногайцы в XVII–XVIII вв. (Проблемы политических, экономических и культурных взаимоотношений с сопредельными странами и народами). Махачкала.
28. Кидирниязов, Д.С. (2019). Ногайско-калмыцкие взаимоотношения в контексте Кавказской политики России в середине XVII–начале 20-х гг. XVIII вв. // Вестник Дагестанского научного центра РАН. № 74. С. 28-36.
29. Киндлер, Р. (2017). Сталинские кочевники. Власть и голод в Казахстане. М.: РОССПЭН.
30. Кляшторный, С. Г. (1986). Основные черты социальной культуры древнетюркских государств Центральной Азии (VI–X вв.) // Классы и сословия в докапиталистических обществах Азии. Проблемы социальной мобильности. М.: Наука. С.217–228.
31. Коротаев, А., Крадин, Н. Н., Лынша, В. (2000). Альтернативы социальной эволюции (вводные замечания) // Альтернативные пути к цивилизации. Коллективная монография. М.: Логос. С. 24–83.
32. Косаков (1932). Об оседании кочевого и полукочевого населения советского Востока // Революция и национальности. № 5. С. 49–58
33. Крадин, Н.Н. (1995). Вождество: современное состояние и проблемы изучения // Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности / Отв. ред. В.А. Попов. М.: Восточная литература. С. 11–61.
34. Крадин, Н.Н. (2006). Кочевники, мир-империи и социальная эволюция // Раннее государство, его альтернативы и аналоги. Сборник научных статей. С. 490–511.
35. Кундакбаева, Ж.Б. (2019). Модернизация ранней советской эпохи в судьбах женщин Казахстана. 1920–1930 гг. Алматы: Казак университет.
36. Лиджиева, И.В. (2016). Местное самоуправление калмыков в XIX в.– начале XX вв. (историко-этнографический аспект). Элиста, КалмНЦ РАН.
37. Магомаев, В.Х., Кидирниязов, Д.С. (2017). Ногайцы в Северокавказском историческом процессе в XVI–XX вв. Грозный.
38. Максимов, К.Н. (2002). Калмыкия в национальной политике, системе власти и управления России (XVII–XX вв.). М.: Наука.
39. Марков, Г. Е., Масанов, Н. Э. (1985). Значение относительной концентрации и дисперсности в хозяйственной и общественной организации кочевых народов // Вестник Московского государственного университета. Серия историческая. № 4. С. 86–96.
40. Мартынов, А.О. (1988). О развитии государственности у древних народов Сибири // Известия Сибирского отделения Академии наук СССР. Сер. История, филология и философия. Вып.1. № 3.
41. Масанов, Н.Э. (1995). Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. Алматы–Москва: Социнвест.
42. Мусагалиева, А.С. (2014). Источники политических репрессий в Казахстане. Саарбрюккен: Palmarium Academic Publishing.
43. Огайон, Изабель О. (2009). Седентаризация казахов СССР при Сталине. Коллективизация и социальные изменения. (1928–1945 гг.). Пер. с фр. А. Т. Ракишева. Алматы: Санат.
44. Погорельский, П. (1934). Введение // Оседание кочевых и полукочевых хозяйств Киргизии/М.Г. Сахаров; под ред. П. Погорельского. М.: Центральное бюро краеведения. С. 7–41.
45. Радлов, В.В. (1882). Мифология и миросозерцание жителей Алтая // Восточное Обозрение. № 7–8.
46. Радлов, В.В. (1883). Мифология и миросозерцание жителей Алтая // Восточное Обозрение. № 8.
47. Тепкеев, В.Т. (2014). Калмыки в Северном Прикаспии во второй трети XVII в.: проблемы политических взаимоотношений. Элиста: КИГИ РАН.
48. Трепавлов, В.В. (2015). Степные империи Евразии: монголы и татары. М.: Квадрига.
49. Хазанов, А. М. (2008). Кочевники и внешний мир. Изд. 4-е, доп. СПб.: Изд-во СПбГУ.
50. Ходарковский, М. (2019). Степные рубежи России: как создавалась колониальная империя. 1500–1800. М.: Новое литературное обозрение.
51. Шаисламов, А.Р. (2008). Проблемы и оценки общественно-исторического развития кочевых обществ в современной российской историографии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 85. С. 89–94.
52. Шумакова, Е. В. (2004). Крестьяне и кочевники Предкавказья в социокультурных зонах степного Ставрополья: опыт взаимодействия // Народ и власть: Исторические источники и методы исследования. М. С. 378–381.
53. Burnham, P. (1979). Spatial Mobility and Political Centralization in Pastoral Societies. Pastoral Production and Society. New York: Cambridge University Press. 349–360.
54. Kappeler, А. (1992). Moskau und die Steppe: das Verhaitnis zu den Nogai- Tataren im 16. Jahrhundert. Forschungen zur osteurop Sischen Geschichte. Bd. 46. Berlin. 87–105.
55. Krader, L. (1978). The origin of state among the nomads of Asia. The Early State. The Hague, Paris, New York. 93–107.
56. Khazanov, A. M. (1981). The early Stale among the Eurasian nomads. The Study of the Stale. The Hague: Mouton Publishers. 156–173.
57. Khazanov, А.М. (1984). Nomads and the Outside World. Cambridge, New York:CambridgeUniversity Press.
58. Khazanov, А.М., Shapiro, K. (2005). Comtemporary Pastoralism in Central Asia. Mongols, Turks and Others: Eurasian Nomads and the Sendentary World. Leiden–Boston, Brill. 503–534.
59. Khodarkovsky, М. (1992). Where Two Worlds Met: The Russian State and the Kalmyk Nomads, 1600-1771. Ithaca; NY, Cornell University Press.
60. Pulaski, K. (1881). K. Stosunki z Mendli-Girejem, chanem tatar6w perekopskich (1469–1515). Krakow; Warszawa, Typography of Wl. Lozinski.
61. Pelensky, J. (1974). Russia and Kazan: Conquest and Imperial Ideology (1438–1560s). The Hague– Paris: Mouton.
Рецензия
Для цитирования:
Бадмаева Е.Н., Омакаева Э.У. Трансформация традиционных кочевых обществ Прикаспийского региона в контексте социально-экономической политики Советского государства в 1920–1930-е гг.: современное состояние вопроса. Nomadic civilization: historical research. 2021;1(3):65-78. https://doi.org/10.53315/2782-3377-2021-1-3-65-78
For citation:
Badmaeva E.N., Omakaeva E.U. Transformation of traditional nomadic societies of the Caspian region in the context of socio-economic policy of the Soviet state in 1920–1930: the current state of the issue. Nomadic civilization: historical research. 2021;1(3):65-78. (In Russ.) https://doi.org/10.53315/2782-3377-2021-1-3-65-78