Preview

Nomadic civilization: historical research

Расширенный поиск

Сакрально-географические представления калмыков в XVII веке (по материалам «Книги путешествия Эвлии Челеби»)

https://doi.org/10.53315/2782-3377-2023-3-2-9-38

Полный текст:

Аннотация

Представленная статья посвящена анализу данных, извлеченных из «Книги путешествия Эвлии Челеби», османского историко-географического источника XVII в. Обстоятельные сообщения путешественника, огромный фактический материал о таких регионах, как Поволжье, Придонье и Северный Кавказ, а также описание жизни и быта народов, проживавших на этих территориях, весьма интересны и ценны. С декабря 1666 г. и по январь 1667 г. у Э. Челеби происходят встречи с кочевым народом — калмыками. Он тесно общается с калмыцкими тайшами и простым народом, подробнейшим образом описывает места их расселения; описывает внешний вид и физические данные мужчин и женщин; рассказывает о языке калмыцкого народа. В описанном повествовании Эвлии Челеби раскрываются религиозные представления калмыков, причудливо выражающиеся элементах ритуалов и обрядов. Весьма подробно путешественник описывает традиционные обычаи и некоторые специфические обряды калмыков, которые никогда не были свойственны ни монголоязычным, ни тем более другим кочевым народам, населявшим Российскую империю. Речь идет о ритуальном каннибализме. Видимо, турецкий путешественник, описывая под этнонимом калмык различные народы, населявшие, в частности, Европейский Север, использовал дошедшие до него мнимые сведения о самоедах. Вымысел о самоедах, широко бытовавший в XVI–XVII вв., активно использовался немецкими, английскими, французскими и другими авторами, в том числе Э. Челеби. Тем не менее исследованная автором статьи «Книга путешествия Эвлии Челеби» представляет собой ценный источниковедческий материал для всестороннего анализа кочевого калмыцкого народа, имеющего богатейшую историю и культуру. Значимость исторического сочинения Эвлии Челеби очевидна и несомненна. «Книга путешествий» — важнейший письменный источник XVII в., являющийся весомым вкладом в мировую сокровищницу знаний.

Об авторе

Е. В. Бахревский
Посольство России в Турции
Турция

Евгений Владиславович Бахревский,кандидат филологических наук, атташе по культуре

Анкара



Список литературы

1. Анчабадзе, Г. З. (1974). «Сеяхат-наме» Эвлия Челеби как источник по истории горских народов Кавказа. Мацне. Серия истории, археологии, этнографии. 3. 15–20.

2. Бертельс, Е. Э. (1948). Роман об Александре и его главные версии на Востоке. Москва–Ленинград: Издательство и 2-я тип. АН ССР.

3. Джангар: калмыцкий народный эпос (1940). Москва: Гослитиздат.

4. Карпини, Джованни ди Пьян деи (1957). История Монгалов / Джиованни дель Плано Карпини. Путешествие в Восточные страны / Г. де Рубрук; Ред., вступ. статья и примеч. Н. П. Шастиной. Москва: Государственное издательство географической литературы.

5. «Книга путешествия» Эвлии Челеби (1971, 1973). Т. 2. Перевел с турецкого; исследованием и комментарием снабдил Г. В. Путуридзе. Вып. 1. Грузинский перевод. Тбилиси; вып. 2. Исследование и комментарий. Тбилиси (на груз. яз.).

6. Лепехин, И. И. (1771). Дневныя записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российскаго государства. Санкт-Петербург.

7. Матузова, В.И. (1979). Английские средневековые источники IX-XIII вв. Тексты, перевод, комментарий. Москва: Наука.

8. Гекатей Абдерский (2012). О гипербореях. Пер. и комм. А.В. Подосинова. Труды кафедры древних языков. III. Москва: Индрик. 145-185.

9. Подосинов, А.В., Скржинская, М.В. (2011). Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. Тексты, перевод, комментарий. Москва: Индрик. Путуридзе, Г. В. (1972). Эвлия Челеби как историк. Восточная филология. Тбилиси. 208-228. (на груз. яз).

10. Челеби, Эвлия (1961). Книга путешествия (Извлеч. из соч. тур. путешественника XVII в.): Пер. и коммент. / Сост. А. Д. Желтяков и др. Москва: Наука.

11. Челеби, Эвлия (1979). Книга путешествия. Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века. II. Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. Пер. под ред. А. Д. Желтякова. Москва: Наука.

12. Çelebi, Evliyâ VI (2003). Evliyâ Çelebi seyâhatnamesi: Topkapı Sarayı Kütüphanesi Revan 1457 numaralı yazmanın trankripsiyonu-dizini, Haz. Seyit Ali Kahraman, Yücel Dağlı, İstanbul. Çelebi, Evliyâ X (2007). Evliyâ Çelebi seyâhatnamesi: İstanbul Üniversitesi Kütüphanesi Türkçe yazmalar 5973, Süleymaniye Kütüphanesi Pertev Paşa 462, Süleymaniye Kütüphanesi Hacı Beşir Ağa 452 numaralı yazmaların mukayeseli transkripsiyonu-dizini, Haz. Yücel Dağlı, Seyit Ali Kahraman, Robert Dankoff, İstanbul: Yapı Kredi Yayınları.

13. Narrative of travels in Europe, Asia, and Africa, in the Seventeenth century by Evliya Efendi (1834), transl, from the Turkish by the ritter Joseph von Hammer. London: Oriertal transl.fund of Great Britain and Ireland.


Рецензия

Для цитирования:


Бахревский Е.В. Сакрально-географические представления калмыков в XVII веке (по материалам «Книги путешествия Эвлии Челеби»). Nomadic civilization: historical research. 2023;3(2):9-38. https://doi.org/10.53315/2782-3377-2023-3-2-9-38

For citation:


Bakhrevskiy E.V. Sacred-geographical representations of the Kalmyks in the 17th century (by the materials of “Evlia Chelebi’s journey book”). Nomadic civilization: historical research. 2023;3(2):9-38. (In Russ.) https://doi.org/10.53315/2782-3377-2023-3-2-9-38

Просмотров: 251


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3377 (Online)