Легенды о «Джангаре» в национальном самосознании калмыков
https://doi.org/10.53315/2782-3377-2023-3-2-90-100
Аннотация
Ойраты после переселения в пределы России, на Нижнюю Волгу, сумели сохранить свой эпос «Джангар». Ключевую роль в этом сыграли джангарчи — исполнители героических песен, которые традиционно пользуются большим уважением у калмыков. Статья посвящена подробному текстологическому анализу легенд о богатырях калмыцкого героического эпоса «Джангар», записанных в разное время российскими исследователями, а также творчески воспроизведенных в произведениях национальных авторов. Автор впервые вводит в научный оборот легенду о чудодейственном спасении рыбаков богатырями эпоса, услышанную от своего отца. Рассматриваемые им легенды сохранили фразеологию и интонации эпоса. Содержание легенд напрямую не связано с сюжетами эпоса, здесь присутствуют отдельные эпизоды, навеянные духом героического сказания калмыков. Художественная структура, весь стиль устных рассказов о «Джангаре» полностью соответствуют жанру легенды. Сравнение сюжета легенды, услышанной автором от своего отца, с ранее известными фабулами легенд о происхождении национального героического эпоса, получении сказительского дара его исполнителями — джангарчи, позволяет сделать вывод об оригинальности ее сюжетной линии, а также художественно-изобразительных средств. Сравнительный анализ легенд о «Джангаре», бытующих в национальном самосознании калмыков, и является предметом данной статьи.
Об авторе
М. У. МонраевРоссия
Михаил Убушаевич Монраев, доктор филологических наук, профессор
г. Элиста
Список литературы
1. Басаев, Д.Э. (2009). Калмыцкие народные легенды и предания: дисс. … канд. филол. наук. Элиста: КГУ.
2. Басангова, Т.Г. (2011). Легенды и предания о получении сказительского дара у калмыков. «Джангар» и эпические традиции народов Евразии: проблемы исследования и сохранения: материалы Международной научной конференции (г. Элиста, 20-23 сентября 2011 г.). Элиста: КИГИ РАН. 53-54.
3. Владимирцов, Б. Я. (1923). Монголо-ойратский героический эпос. Петроград-Москва: Типография «Свето».
4. Джангар. Калмыцкий народный эпос (1940). Пер. Семена Липкина. Худ. В. А. Фаворский. Москва: Худож. лит.
5. Дорҗин, Б. Җаңһрч күүкнд (1941). Шүлгүд болн поэмс. Элст: Хальмг госиздат. 74–75.
6. Дорҗин, Б. Җаңһрч күүкнд (1959). Өргн теегин өр дундан. Элст: Хальмг дегтр һарһач. 120–121.
7. Легенда о первом джангарчи (2011). Фольклор монгольских народов: исследование и тексты. Т. I. Калмыцкий фольклор / Сост. Н. Ц. Биткеев. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар». 142-143.
8. Лепехин, И. И. (1771). Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства. СПб.: Императорская Академия Наук. Ч. 1.
9. Мифы, легенды и предания калмыков (2017). Подготовка текстов, пер., вступит, ст., примеч., комментарии, указатели, словарь, сверка калмыцких текстов Т. Г. Басанговой, Т. А. Михалевой; отв. ред. А. А. Бурыкин, Е. Н. Кузьмина, В. В. Куканова, Г. Ц. Пюрбеев; Калмыцкий научный центр РАН. М.: Наука. Вост. лит.
10. Манджиева, Б. Б., Омакаева Э. У. (2011). К вопросу о генезисе эпоса «Джангар» в контексте ойратской эпической традиции. «Джангар» и эпические традиции народов Евразии: проблемы исследования и сохранения: Материалы международной научной конференции, Элиста, 20–23 сентября 2011 года. Элиста: Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН. 93–99.
11. Насунов, Д. (1982). Тамариск. Сост. Д. Б. Пюрвеев. Москва: Современник.
12. Овалов, Э. Б. (1978). Легенда о «Джангаре» в записи Б. Бергманна. Типологические и художественные особенности «Джангара». Элиста: Калмыцкое книжное издательство. 63–68.
13. Омакаева, Э. У. (2017). Из истории записи, публикации и научного изучения калмыцкого героического эпоса «Джангар» в контексте актуализации историко-культурного наследия монголоязычных народов / Э. У. Омакаева, В. В. Салыкова. Сетевое востоковедение: образование, наука, культура: Материалы Международной научной конференции, Элиста, 07–10 декабря 2017 года / Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова. Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова. 250–255.
14. Осорин, У. (2015). Мифы, легенды и предания синьцзянских ойратов и калмыков: сравнительно-сопоставительный анализ. Oтв. редактор, автор предисловия Э. У. Омакаева. Элиста: КИГИ РАН.
15. Bergmann, B. (1804). Nomadische Streifereien unter den Kalmücken in den Jahren 1802 und 1803. Riga. Bd. I-III, 1804; Bd. IV, 1805.
16. Omakaeva, E. (2013). Jangar Epic in the mirror of keywords: problems of translation and interpretation in the 21st century. Төв Азийн Тууль-II = Центрально-азиатский эпос-II: Central Asian Epic Symposium Festival-II, Улаанбаатар, 05–07 августа 2013 года. Улаанбаатар: Соембо принтинг, 2013. 291-293.
Рецензия
Для цитирования:
Монраев М.У. Легенды о «Джангаре» в национальном самосознании калмыков. Nomadic civilization: historical research. 2023;3(2):90-100. https://doi.org/10.53315/2782-3377-2023-3-2-90-100
For citation:
Monraev M.U. Legends about “Jangar” in the national self-consciousness of the Kalmyks. Nomadic civilization: historical research. 2023;3(2):90-100. (In Russ.) https://doi.org/10.53315/2782-3377-2023-3-2-90-100