Тюркские руны: проблемы датирования и трудности перевода
https://doi.org/10.53315/2782-3377-2023-3-4-9-21
Аннотация
Официально считается, что древнетюркская письменность, названная рунической за внешнее сходство со скандинавскими рунами, существовала в период с VI в. н.э. по Х в. н.э., после чего ею перестали пользоваться, и она была практически предана забвению. Руническая письменность тюрок не является общетюркским письмом, поскольку область ее распространения ограничена Минусинской котловиной, верхним течением Енисея, Алтаем, верховьями р. Орхон и р. Тола в Монголии. Она также представлена турфанскими манускриптами и немногочисленными памятниками в долине р. Талас и в Фергане. Данные памятники точно не датированы по времени, интерпретация многих из них сильно затруднена, также во многих случаях мы имеем дело не с полноценными переводами, а, зачастую, с собственной интерпретацией текста переводчиком. Неплохая сохранность многих памятников указывает на их относительно позднее происхождение. Скорее всего, данные памятники относятся к XV–XVI вв. Что же касается самой многочисленной группы памятников — енисейских и алтайских, то они относятся к периоду существования родоплеменного образования енисейских кыргызов Хонгорай XVI–XVII вв., прекратившего свое существование в 1703 г., когда его население большей частью было насильственно переселено в Джунгарию ее правителем Цэван-Рабданом.
Об авторе
К. А. КотковРоссия
Кирилл Анатольевич Котков, Руководитель Центра
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Базылхан, Н. (2010). Древнетюркские письменные памятники в Монголии: проблемы научной каталогизации и музеефикации. Урало-алтайские исследования. 2 (3).
2. Бутанаев, В.Я., Худяков, Ю.С. (2000). История енисейских кыргызов. Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.
3. Бутанаев, В.Я. (2015). Новые памятники кыргызской рунической письменности в Хонгорае (Хакасия). Северо-Восточный гуманитарный вестник. 4(13).
4. Гальди, Л. (1987). Венгерско-русский словарь. Москва: Русский язык.
5. Кляшторный, С.Г. (1987). Девятая руническая надпись с Уйбата. Советская тюркология. 1. 33-36.
6. Кляшторный, С.Г. (2010). Рунические памятники Уйгурского каганата и история евразийских степей. СПб: Петербургское востоковедение.
7. Котков К.А. Локализация некоторых этнонимов, а также географических названий античности и Средних веков. [Электронный ресурс]. URL: https://new.chronologia.org/volume17/kotkov_ethnonyms.php (дата обращения: 09.09.2023).
8. Кызласов, И.Л. (2021). Рунические письмена Сибири. М.–Абакан: Хакасское книжное издательство.
9. Окладников, А.П. (1981). Открытие Сибири. Москва: Молодая Гвардия.
10. Томсен, В. (1894). Дешифровка орхонских и енисейских надписей [Пер. с фр.: «Déchiffrement des inscriptions de l’Orkhon et de l’Iénisséi. Notice préliminaire par Vilh. Thomsen»]. Записки Восточного отделения Императорского русского археологического общества. VIII. Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук. 323-337.
11. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1901). Тюрко-татары. 34. СПб.
Рецензия
Для цитирования:
Котков К.А. Тюркские руны: проблемы датирования и трудности перевода. Nomadic civilization: historical research. 2023;3(4):9-21. https://doi.org/10.53315/2782-3377-2023-3-4-9-21
For citation:
Kotkoff K.A. The Turkic runic inscriptions: the problems of dating and interpretation difficulties. Nomadic civilization: historical research. 2023;3(4):9-21. (In Russ.) https://doi.org/10.53315/2782-3377-2023-3-4-9-21