Образ змеи в сказаниях алтайцев: улу ‘змий-дракон’, кер-jутпа ‘гнедое глотало’, jеек-jылан ‘змий- пожиратель’, jылан ‘змея’, моҥыс ‘чудовище-богатырь’, Абрам-моос
https://doi.org/10.53315/2782-3377-2021-14-30-40-118-129
Аннотация
Образ змеи — один из самых распространенных персонажей в мифологии народов мира. Этот образ также достаточно широко представлен в устном народном творчестве тюрко-монгольских народов, имеет в различных его жанрах самые разные интерпретации. В данной статье автор обращается к образу змеи как табуированному сакральному персонажу в фольклоре алтайцев. В народном сознании змея являлась священным, особо почитаемым существом. С этой рептилией у алтайцев связан целый ряд народных обычаев и поверий. В результате проведенного исследования определены функции змеи в приметах, выявлены взаимосвязанность и взаимозаменяемость функций этой сакральной рептилии. Особый интерес вызывает перекодировка образа змеи в разных семиотических системах.
Ключевые слова
Об авторе
С. Б. СарбашеваРоссия
Сурна Борисовна Сарбашева, кандидат филологических наук, доцент кафедры алтайской филологии и востоковедения
Горно-Алтайск
Список литературы
1. Бурнаков, В. А. (2020). Змея и змей-дракон в религиозно-мифологических представлениях и фольклоре хакасов (конец XIX–середина XX В.) Вестник Томского государственного университета, 451. 102–112.
2. Ванькаева, Е. В. (2018). Образ змеи в представлениях монголов как отражение картины мира. Вестник Института комплексных исследований аридных территорий, 1(36), 72–78.
3. Басангова, Т.Г. (2014). Змея в мифологии калмыков. Новые исследования Тувы. 2 (22). 75–79.
4. Гура, А.В. (1997). Символика животных в славянской народной традиции. Москва: Изд-во «Индрик».
5. Пропп, В.Я. (2009). Исторические корни волшебной сказки. Москва: Лабиринт.
6. Новиков, Н. В. (1974). Образы восточнославянской волшебной сказки. Ленинград: Наука. Ленинградское отделение.
7. Дампилова, Л. С., Сундуева, Е. В. (2020). Функции Змеи в обрядовом фольклоре монгольских народов. Oriental Studies, 4, 1167–1176.
8. Дампилова, Л. С., Сундуева Е. В. (2017). Мифологическая семантика змей (могой), хозяев вод (лус) и дракона (луу) в фольклоре монгольских народов. Традиционная культура, 4, 182–189.
9. Катанов, Н.Ф. (1907). Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: Тексты, собранные и переведенные Н.Ф.Катановым. Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В.В. Радловым. 9. Санкт-Петербург.
10. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос (1973). Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука».
11. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка (1884). Сост. прот. В. Вербицкий. Казань: Православное Миссионерское общество (Тип. В. М. Ключникова).
Рецензия
Для цитирования:
Сарбашева С.Б. Образ змеи в сказаниях алтайцев: улу ‘змий-дракон’, кер-jутпа ‘гнедое глотало’, jеек-jылан ‘змий- пожиратель’, jылан ‘змея’, моҥыс ‘чудовище-богатырь’, Абрам-моос. Nomadic civilization: historical research. 2021;1(4):118-129. https://doi.org/10.53315/2782-3377-2021-14-30-40-118-129
For citation:
Sarbasheva S.B. The image of a snake in the tales of the Altaians: ulu ‘snake-dragon’, ker-jutpa ‘chestnut swallowed’, jek-jylan ‘snake-eater’, jylan ‘snake’, moыys ‘monster-hero’, Abram-moos. Nomadic civilization: historical research. 2021;1(4):118-129. (In Russ.) https://doi.org/10.53315/2782-3377-2021-14-30-40-118-129