ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
В статье описывается прошлое и современное состояние сарт-калмыков Киргизии в условиях иноэтнического окружения и многоязычия. Сарт-калмыки, или иссык-кульские, или каракольские калмыки (калмаки) — малочисленная этническая группа ойратского происхождения, исповедующая ислам. Источниковой базой статьи послужили личные полевые материалы автора, собранные в Ак-Суйском районе Иссык-Кульской области Кыргызстана в ходе научной экспедиции 2021 года. Автору удалось найти копию рукописного «Сарт-калмыцко-киргизско-русского словаря», составленного жителями села Челпек в 1990-е гг., записать образцы фольклорных произведений, бытующие в современном сарт-калмыцком сообществе (устные рассказы, исторические предания, топонимические предания, песни, благопожелания, пословицы и др.). В качестве дополнительного материала были привлечены сведения из разных источников, в том числе из архивных и опубликованных материалов на русском, калмыцком и киргизском языках. В исследовании представлены версии происхождения «сарт-калмыков», подробно показан процесс переселения калмыков из Синьцзяна в Семиреченскую область, изучена топонимия прежней и современной территории проживания сарт-калмыков, рассматривается история изучения вопроса, численность, этнический состав, религия, образование, хозяйство, традиции каракольских калмыков. Актуальность данной работы диктуется недостаточной исследованностью сарт-калмыков в отечественной и мировой гуманитарной науке.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
В статье рассмотрен процесс формирования российского многонационального государства на примере включения кочевых ногайцев в состав Российской империи в XVIII–XIX вв. и последующего неоднозначного явления — переселения части этноса в Османскую империю. Актуальность исследования обусловлена малоизученностью и фрагментарной освещенностью проблемы выбора ногайцами между российским и османским подданством в XVIII–XIX вв. Новизна авторского подхода состоит в понимании необходимости изучения данного вопроса не только через призму русско-турецкого соперничества на Северном Кавказе и в Северном Причерноморье, но и через процесс интеграции кочевых ногайцев в Российскую империю в рассматриваемый исторический период. В исследовании раскрывается основная позиция имперской власти в отношении становления и развития административно-правовой системы в ногайском обществе, включения кочевников в общероссийское политическое, правовое и экономическое пространство. Рассмотрен процесс формирования и функционирования аппарата приставства в ногайских кочевьях в условиях реализации разработанных для кочевых ногайцев нормативно-правовых актов «Наказ для управления ногайцами» (1822) и «Устав для управления ногайцев и других магометан, кочующих в Кавказской области» (1827). Автор уделяет особое внимание проблеме землевладения и землепользования, с которой столкнулись кочевые общества в первой половине XIX в., что выразилось на практике в ограничении и уменьшении кочевых земель, и это, безусловно, повлияло, в частности, на экономическое положение кочевых ногайцев. Ногайцы к середине XIX в. оказались перед непростым выбором: войти в состав Российской империи, поступившись в определенной степени своей самобытностью, или же сопротивляться этому процессу, отдав предпочтение более радикальному варианту собственного исторического пути. Итогом этих событий стало переселение большей части ногайцев, проживавших на территории Северного Кавказа и Северного Причерноморья, в Османскую империю. Автор освещает процессы адаптации кочевых ногайцев к правовым и политическим условиям в Османской империи во второй половине XIX в. Проблема выбора подданства, стоявшая перед ногайцами в XVIII–XIX вв., в конечном итоге привела к их дисперсному проживанию в наши дни.
В рамках представленной публикации на материалах Калмыкии подробно описан процесс формирования советской региональной партийно-политической элиты начала 1960-х–конца 1970-х гг. На примере образа Б.Б. Городовикова рассмотрены некоторые штрихи к ассоциативному образу сына кочевника, поднявшегося от батрака до генерал-лейтенанта и руководителя Калмыцкой автономной республики. В трудный период реконструкции социально-экономического устройства республики, решительно сменившего военную службу в советской армии на региональную управленческую должность, после незаконной депортации калмыцкого народа в Сибирь, став первым руководителем Калмыкии титульной национальности. Целью представленной работы стало исследование механизма формирования региональной партийно-политической элиты начала 1960–конца 1970-х гг., к которой принято относить секретарский корпус комитетов Коммунистической партии в регионах. Настоящее исследование актуально исходя из потребности совершенствования системы подбора и подготовки квалифицированных управленческих кадров на уровне отдельных регионов. Это, в свою очередь, мотивирует исследовательский поиск ученых в области кадровой политики предшествующих исторических периодов. Важность и своевременность заявленной проблематики во многом объясняется стратегически важными позициями, которые занимают руководящие управленческие кадры в общественно–социальной структуре российского общества. При этом изучение советского управленческого опыта весьма актуально в реализации современной кадровой политики. Кроме того, исследование позволит заполнить некоторые историографические лакуны и даст возможность проанализировать советские номенклатурные практики. Научная новизна представленной статьи определена тем, что отдельные элементы в практике формирования региональной партийно-политической элиты начала 1960 и конца 1970-х гг. описаны в комплексе. При этом подобные исследования на калмыцком материале прежде не проводились, что позволяет ввести в научный оборот ряд не опубликованных ранее источников.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Монголын аман болон бичгийн уран зохиолд ээж, аавынхаа тухай бичээгүй, дуулаагүй зохиолч олдохгүй л болов уу. Монголын эртний болон орчин үеийн аль ч уран зохиолд эцэг эхийн үүрэг, зан чанар олон хэлбэр, өнгөөр илэрч ирсэн байдаг. Эцэг эхчүүд бол хүүхдүүдийнхээ аз жаргал, сайн сайхны төлөө зүүж, урладаг хүмүүс. Аав гэдэг үгийг монгол хэлэнд хэрэглэвэл толгойд орж ирсэн эхний үгс нь ээж. Дараа нь эх орон, хүү, уул, бурхан гэх мэт бөгөөд энэ бүхэн нь хүний амьдралын утга учир, мөн чанарыг тодруулж өгдөг. Монголын орчин үеийн уран зохиолд аавын тухай олон мянган бүтээл бий. Энэ сэдвээр 60 гаруй зохиолч, яруу найрагчдын 100 орчим бүтээлд дүн шинжилгээ хийхэд аавын дүр төрх, нас, сэтгэл санаа, зан чанар, өрөвч сэтгэл, үр хүүхдийнхээ төлөөх гавьяа, чин сэтгэл гэх мэт олон ялгааг харж болно. Монголын орчин үеийн уран зохиолд эцгийн үүргийг илэрхийлэхдээ дараах зургаан ерөнхий шинж чанарыг товойлгон үзүүлсэн байна: 1) эцэг хүний ач хариулах арга хэмжээ авах гэсэн хүүхдийн дотоод хүсэл; 2) эцгийн ариун дүр төрх, нандин дурсамжийг хадгалах; 3) хайртай эцэг эхээсээ хол байгаа хүүхдүүдийн чин сэтгэлийн талархал; 4) эцгээ алдсандаа уй гашуугийн илэрхийлэл; 5) эцэг хүний хайр, сүсэг бишрэлийг харуулах баяр баясгалан; 6) хортой хүчнээс хамгаалах эцэг хүний ариун дүр.
Das Kalmückische Volk ist der Schöpfer und der Beschützer des reichsten mündlichpoetitschen Schaffens. Es ist mit vielfältigen folkloristischen Genres vorgestellt: mit Märchen, Liedern, Sprichwörtern, Rätseln, Glückwünschen, Magtal-Lobpreisungen. Die wertvollste Perle der kalmückischen Folklore ist das heldenhafte Epos „Dzhangar“, das in einer Reihe mit den hervorragenden Denkmälern der weltweiten Folklore steht: mit russischen Sagen, kaukasischen „Narti“, finnischem „Kalewala“, kirgisischem „Manass“. Der Aufsatz diskutiert die Anhäufung eines Epos-Phänomens unter den modernen Bedingungen und fasst die Geschichte des Studiums des heroischen Epos des KalmückenVolkes zusammen. Es wird auf die Entwicklung von Methoden des komplexen Studiums des Epos in allen nationalen Versionen geachtet.
ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ
Энэ судалгааны бүтээл бол Шинжааны алдарт жангарч Жавын Жуунайд зориулагджээ. Нэртэй туульч (1926–2017) тууль хайлдаг урлагийг хөгжүүлэхэд их хувь нэмэр оруулсан. Жуунагийн аав Жав өвөө шиг бас жангарч байсан. Зохиолч хүн боловсролынхоо ачаар “Жангар” туулийн бүлгүүдийг өөрөө зохиосон байж магадгүй гэж олон судлаачид үздэг. Нийтлэлийн зохиогч судлаачдын энэ саналыг няцааж, Жуунай нь жангарч болж байсан аав, өвөөгөөсөө туульсын санг өвлөн авсан гэж үздэг. Шальван гэгээний зөвлөснөөр Жавын Жуунай хүүхэд байхдаа хааны тамгатай Олзатын алдарт сахиулд шавь орж, тэнд Ойрадын ардын аман урлагийн талаар боловсрол, мэдлэг олж авчээ.
Статья посвящена осмыслению роли и места народного костюма в системе традиционного искусства калмыцкого народа. Актуальность данного исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью анализа функциональной природы женского национального костюма, декоративной ценности народной одежды. Калмыцкий костюм, будучи крайне многоаспектным явлением, отличается своей формой, покроем, количеством деталей, колористикой, вышивкой, орнаментом и др. Костюм рассматривается как маркер сословного и гендерного статуса человека, выявляются его социальные и эстетические функции. Особый интерес представляет неразделимый вариант полного обыденно-праздничного женского облачения, а именно двуединая основа одежды, обозначенная авторами парой «терлг–цегдг». Аналогами калмыцкой безрукавки цегдг, верхнего женского платья, являются такие виды платья у бурят, как хубайси и ууж (последний имеется также и у монголов), чегедек — у алтайцев, сигедек — у хакасов. Авторы предполагают, что в основе некоторой разницы в наименовании единого вида одежды лежит известный обычай табуирования имени у перечисленных народов, связанный с запретом произнесения имени тотема-первопредка. Сделан вывод о том, что неразделимость одежды объясняема образом птицы-прародительницы в калмыцком фольклоре.
Образ змеи — один из самых распространенных персонажей в мифологии народов мира. Этот образ также достаточно широко представлен в устном народном творчестве тюрко-монгольских народов, имеет в различных его жанрах самые разные интерпретации. В данной статье автор обращается к образу змеи как табуированному сакральному персонажу в фольклоре алтайцев. В народном сознании змея являлась священным, особо почитаемым существом. С этой рептилией у алтайцев связан целый ряд народных обычаев и поверий. В результате проведенного исследования определены функции змеи в приметах, выявлены взаимосвязанность и взаимозаменяемость функций этой сакральной рептилии. Особый интерес вызывает перекодировка образа змеи в разных семиотических системах.
ТЕОЛОГИЯ
Хальмг улсин амн үгин зөөр йир байн. Амн үгин түүклəн (домг-туульс, домгуд, түүкс) номин халхас гүүнəр шинҗлгдəд уга. Хальмг номин литературт иим амн зокъялыг домг эс гиҗ амн үгин тууҗ гиҗ нерəднə. Зəрмдəн домгиг «домг-туульс», тууҗиг «амн үгин тууҗ» гиҗ чинрəрнь келнə. Келмрчнр домгиг, амн үгин тууҗиг «келвр» эс гиҗ «соңсхвр» гиҗ келнə. Шар шажна лам-гелңгүдин, зурхачнрин нердүд сергəх кергтə.
ПЕРЕВОДЫ
Перевод выполнен по изданию: Schorkowitz D. (2014). Akkulturation und Kulturtransfer in der Slavia Asiatica. In: Vorträge und Forschungen 78. Frühjahrstagung 2010 des Konstanzer Arbeitskreis für Mittelalterliche Geschichte auf der Insel Reichenau, Bodensee. Ed. by R. Härtel. Sigmaringen, Jan Thorbecke Verlag, 2014, ss. 137-163. Автор благодарен редакции журнала «Nomadic civilization: historical research» за перевод и приглашение представить свою точку зрения. В тексте сохранена пунктуация переводчика.