Шар шаҗн болн лам-гелңгүдин дүрмүд хальмгудын амн үгин түүклəнд
https://doi.org/10.53315/2782-3377-2021-14-30-40-130-137
Аннотация
Хальмг улсин амн үгин зөөр йир байн. Амн үгин түүклəн (домг-туульс, домгуд, түүкс) номин халхас гүүнəр шинҗлгдəд уга. Хальмг номин литературт иим амн зокъялыг домг эс гиҗ амн үгин тууҗ гиҗ нерəднə. Зəрмдəн домгиг «домг-туульс», тууҗиг «амн үгин тууҗ» гиҗ чинрəрнь келнə. Келмрчнр домгиг, амн үгин тууҗиг «келвр» эс гиҗ «соңсхвр» гиҗ келнə. Шар шажна лам-гелңгүдин, зурхачнрин нердүд сергəх кергтə.
Об авторе
В. В. СалыковаРоссия
Валерия Васильевна Салыкова, филолог номин кандидат, доцент
Элст
Список литературы
1. Алтн чееҗтә келмрч Боктан Шаня (2010). [= Хранитель мудрости народной Шаня Боктаев] / сост., предисл., коммент. и прилож. Б.Б. Манджиевой. Элиста: Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН.
2. Бадгаев, Н. Б. (2014). Религиозная лексика в калмыцком героическом эпосе «Джангар». Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, 4, 113–118.
3. Бакаева, Э. П. (2004). О буддийских элементах в эпосе «Джангар». «Джангар» и проблемы эпического творчества: мат-лы. межд. науч. конф. / отв. ред. Н. Ц. Биткеев, Э. Б. Овалов. Элиста: АПП «Джангар». 358–363.
4. Басангова, Т. Г. (2021). Культ Будды Майтреи у калмыков (по материалам фольклорных источников). Mongolica. 24. 3. 17–21. DOI 10.25882/zact-dw58.
5. Борджанова, Т. Г. (2000). Ойратский героический эпос и буддизм. Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия: Материалы конф. СПб.; Элиста. 116–117.
6. Бурыкин, А. А. (2020). Буддийские мотивы в фольклоре (на материале калмыцких, тувинских и бурятских эпических произведений и богатырских сказок). Новые исследования Тувы, 3. 189–209.
7. Буутан Санҗин туульс (2008) [= Сказки Санджи Бутаева]. Записи 1971–1978 гг.: в 2 кн. Кн. 1 / сост., коммент. и прилож. Б. Х. Борлыковой. Элиста: КИГИ РАН.
8. Дорджиева Г. Ш. (2001). Буддийская церковь в Калмыкии в конце ХIХ –первой половине XX века. Москва: ИРИ РАН.
9. Манджиева, Б. Б. (2014). К вопросу изучения калмыцких религиозных песен. Новые исследования Тувы, 4 (24).
10. Мифы, легенды и предания калмыков (2017) / подготовка текстов, пер., вступит, ст., примеч., комментарии, указатели, словарь, сверка калмыцких текстов Т. Г. Басанговой, Т. А. Михалевой; отв. ред. А. А. Бурыкин, Е. Н. Кузьмина, В. В. Куканова, Г. Ц. Пюрбеев; Калмыцкий научный центр РАН. М.: Наука. Вост. лит.
11. Омакаева, Э. У. (1995). Некоторые буддийские мотивы и буддийская лексика в калмыцких сказках о Гэсэре. Гэсэриада – духовное наследие народов Центральной Азии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН.
12. Омакаева, Э. У. (2004). Лингвокультурологическое исследование эпического текста и проблема буддийской картины мира. «Джангар» в евразийском пространстве: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., Элиста, 27 сент.–2 окт. 2004 г. Элиста: КалмГУ. 97–99.
13. Омакаева, Э. У., Борлыкова, Б. Х. (2014). 1930-гч жилмyдт А. В. Бурдуковин цуглулсн хальмг улсин дуд. А. В. Бурдуков-130: Баруун Монголын тyyx соелын асуудлууд. Улаанбаатар: Соембо принтинг. 41-44.
14. Т. С. Тягинован амн урн үгин көрңгəс (2011) [Фольклорные материалы из репертуара Т. С. Тягиновой. Самозапись 2004–2011 гг.] / сост., коммент. Б. Б. Горяевой. Элиста: КИГИ РАН. На калм. и рус. яз.
15. Утнасун, Осорин (2015). Мифы, легенды и предания синьцзянских ойратов и калмыков: сравнительно-сопоставительный анализ. Oтв. редактор, автор предисловия Э.У. Омакаева. Элиста: КИГИ РАН.
16. Хабунова, Е. Э. (1998). Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Элиста: Калм. кн. изд-во.
Рецензия
Для цитирования:
Салыкова В.В. Шар шаҗн болн лам-гелңгүдин дүрмүд хальмгудын амн үгин түүклəнд. Nomadic civilization: historical research. 2021;1(4):130-137. https://doi.org/10.53315/2782-3377-2021-14-30-40-130-137
For citation:
Salykova V.V. «Yellow» religion and images of monks-lamas in Kalmyk oral stories. Nomadic civilization: historical research. 2021;1(4):130-137. (In Russ.) https://doi.org/10.53315/2782-3377-2021-14-30-40-130-137