Цивилизация кочевников и фактор сакрального
https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-1-9-17
Аннотация
Настоящая статья посвящена предварительному обсуждению значения религиозного («сакрального», а именно буддийского) в контексте содержания и проявления того, что именуют «цивилизацией кочевников» («цивилизация кочевых обществ»), при этом известное внимание уделяется историческим обстоятельствам. Представлен анализ понятия «кочевая цивилизация», рассмотрены её признаки. Кроме того, автор делает попытку определить место кочевых империй в цивилизационной истории Евразии. В обществоведческой науке, изучающей жизнь и быт кочевников, все еще формируются дефиниции и вырабатывается общее представление того, что же следует именовать цивилизацией кочевников, каковы могут быть ее разные стадии/ варианты/ этапы, имеются ли принципиальные различия в ее проявлениях и какого уровня, каково соотношение цивилизации и культуры, какова роль религии и др. Автор анализирует ряд изданий, где эти и подобные вопросы получили освещение. История кочевых империй часто рассматривается через религиозный фактор.
Об авторе
Б. У. КитиновРоссия
Баатр Учаевич Китинов, доктор исторических наук, доцент, старший научный сотрудник
Москва
Список литературы
1. Авляев, Г. О. (1994). Происхождение калмыцкого народа (середина IX–I четверть XVIII вв.). Москва; Элиста.
2. Батай, Жорж (2006). Проклятая часть. Москва.
3. Бродель, Ф. (1992). Время мира. Москва.
4. Бурдье, П. (1993). Социальное пространство и символическая власть. Теория и история экономических и социальных институтов и систем, 1, 2. Москва, 137–150.
5. Буровский, А.М. (1995). Степная скотоводческая цивилизация: критерии описания, анализа и сопоставления. Цивилизации. 3. Москва, 151–164.
6. Вайнштейн, С. И. (1991). Мир кочевников Центральной Азии. Москва.
7. Владимирцов, Б. Я. (1934). Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Ленинград.
8. Гумилев, Л. Н. (1993). Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. Москва.
9. Дьяконов, И. М. (1990). Архаические мифы Востока и Запада. Москва.
10. Ерасов, Б. С. (2002). Цивилизации. Универсалии и самобытность. Москва.
11. Зуев, Ю. А. (2002). Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы.
12. Китинов, Б. У. (2021). Буддизм и религиозные лидеры Тибета в истории четырех ойратов. Москва.
13. Кляшторный, С. Г. (2006). Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии. Санкт-Петербург.
14. Козыбаев, М. Л. (1999). Л. Н. Гумилев и проблема степной цивилизации. Идеи и реальность евразийства. Алматы, 103–113.
15. Крадин, Н.Н. (1995). Кочевничество в цивилизационном и формационном развитии. Цивилизации. 3. Москва, 164–179.
16. Крадин, Н. Н. (2020). Кочевники и всемирная история. Санкт-Петербург.
17. Кычанов, Е. И. (1997). Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. Москва.
18. Мартынов, А. И. (1996). О возникновении и этапах развития связей между первичными цивилизациями и степным евразийским миром. Античная цивилизация и варварский мир. Новочеркасск, 3–5.
19. Масанов, Н. Э. (1995). Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. Алматы-Москва.
20. Оразбаева, А. И. (2005). Цивилизация кочевников евразийских степей. Алматы.
21. Хазанов, А. М. (2002). Кочевники и внешний мир. Алматы.
22. Тойнби, А. Дж. (1991). Постижение истории. Москва.
23. Bagby, P. (1959). Culture and History. Prolegomena to the Comparative Study of Civilizations. Univ. of California Press.
24. McNeil, W.U. (1970). The Rise of the West: A History of the Human Community. Chicago.
Рецензия
Для цитирования:
Китинов Б.У. Цивилизация кочевников и фактор сакрального. Nomadic civilization: historical research. 2022;2(1):9-17. https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-1-9-17
For citation:
Kitinov B.U. Civilization of Nomads and the sacral factor. Nomadic civilization: historical research. 2022;2(1):9-17. (In Russ.) https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-1-9-17