К вопросу о своеобразии национального сознания в картине мира калмыков
https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-1-45-58
Аннотация
В современном общественно-политическом лексиконе произошли существенные изменения в дефинициях, к примеру, понятия национальное сознание, национальное самосознание, национальное самоопределение заменены категориями ментальность, идентификация. Автор статьи, применяя в своем исследовании новые философские и литературоведческие термины, тем не менее считает возможным использование системы естественных представлений и, в частности, традиционное толкование исторических понятий и терминов литературоведения в описании национального мышления, которое сохранилось и нашло своё отражение в народных верованиях, буддийской религии, устном народном творчестве и художественной литературе. В данной статье рассматриваются вопросы своеобразия национального сознания в картине мира калмыков. Прежде всего, проявлен интерес к народно-этическим представлениям, хотя затронуты и некоторые философские основы бытия. Особое место в ментальности калмыков занимает концепт судьба, который отражает основные понятия национального бытия, основанного на буддийской религии и народной культуре. Понятие судьба-заян несет в себе особенности культуры калмыков, которая во многом определялась многовековым опытом номадического культуросозидания. Автором статьи для постановки и исследования научной проблемы привлечены произведения калмыцких писателей, посвященные трагической для калмыков теме — депортации, в которых репрезентированы народно-этические, буддийские представления о судьбе-заян, о времени перемен — цагин селгән. Прослежено, как движение и обстоятельства времени, не всегда благосклонные к народу, влияют на его ментальность, в некоторых случаях внося в сознание не лучшие примеры бытия. В данной статье использована методология не только литературоведческого анализа, но и философского, культурологического и лингвокультурологического. Статья рассматривается автором как постановка научной проблемы для теоретических исследований художественных текстов в гуманитарных дисциплинах, для интерпретации произведений в учебных программах образовательных учреждений: школ, колледжей, высших учебных заведений.
Ключевые слова
Об авторе
Н. Ц. МанджиевРоссия
Николай Церенович Манджиев, кандидат филологических наук, доцент
Элиста
Список литературы
1. Аюшеева, Д. В. (2010). Интерпретация закона кармы современными тибетскими буддистами. Вестник Бурятского государственного университета. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 14, 5–10.
2. Бадмаев, В.Н., Манджиев, Н.Ц., Уланов, М.С. (2012). Духовная культура калмыцкого этноса (опыт этнофилософского исследования). Элиста: Калмыцкий государственный университет.
3. Байдын, С. (1992). Сөөһин зүүдн — өдрин киләсн: түүк. Теегин Герл, 8, 43–51.
4. Балакаев, А. (1963). Һурвн зург. Теегин герл, 1, 31–50.
5. Балакаев, А. (1969). Зарhим эврән кетн. Элиста.
6. Балакаев, А. (1991). Арвн һурвн өдр, арвн һурвн җил. Элиста.
7. Бембеев, Т. (1991). Сөөһәс дордсн өдрмүд. Элиста.
8. Бурулов, Н. (1997). Ширгсн нульмсн. Элиста.
9. Гачев, Г. (1999). Национальные образы мира. Евразия — космос кочевника, земледельца и горца. Москва.
10. Горяев, А.Т., Бадмаев, В.Н. (2006). Время как элемент социометрики калмыков. Вестник Калмыцкого регионального отделения Российского философского общества. Элиста. 2, 5–9.
11. Дмитренко, С. (2002). Беллетристика породила классику (К проблеме интерпретации литературных произведений). Вопросы литературы. 5, 75–102.
12. Джимбиев, А. (1968). Күүнд му үзгдхлә. Элиста.
13. Джимбиев, А. (1994). Шиндә. Элиста.
14. Донец, А. М. (2011). О некоторых особенностях буддийской концепции кармы. Вестник Бурятского государственного университета. Улан-Удэ. 14, 210-215.
15. Калмыцко-русский словарь (1977). Москва.
16. Кукаев, А. (1974). Обин көвәд («За Обью-рекой»). Элиста.
17. Манджиев, Н.Ц. (2005). Калмыцкая проза о депортации: некоторые аспекты концепции человека. Элиста.
18. НА РК — Национальный архив Республики Калмыкия.
19. Омакаева, Э.У. (2005). Время и пространство в буддийской картине мира. Азия в Европе: взаимодействие цивилизаций. «Язык, культура, этнос в глобализированном мире: на стыке цивилизаций и времен». Материалы межд. конгресса. Ч. 2. Элиста: КГУ, АПП «Джангар», 95–99.
20. Прозрителев, Г. (1990). Военное прошлое наших калмыков. Элиста.
21. Пюрбеев, Г. Ц. (1998). Концепт судбы в культуре монгольских народов. Теегин герл, 6, 96–106.
22. Сангаджиева, Б. (1992а). Өнчнә кишгнь өвртнь. Теегин герл. 5, 7.
23. Сангаджиева, Б. (1992б). Сиротское счастье мое. Элиста: Калмыцкое книжное изд-во.
24. Степин, В.С. (2008). Философия религии в социокультурном контексте (памяти Л.Н. Митрохина). Вопросы философии, 7, 3–14.
25. ФЭС — Философский энциклопедический словарь (2009). Москва: ИНФРА-М.
26. Шейман, Л.А. (1982). Основы методики преподавания русской литературы в киргизской школе. В 2-х ч. Ч. 2. Фрунзе.
Рецензия
Для цитирования:
Манджиев Н.Ц. К вопросу о своеобразии национального сознания в картине мира калмыков. Nomadic civilization: historical research. 2022;2(1):45-58. https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-1-45-58
For citation:
Mandzhiev N.T. To the question of the originality of national consciousness in the worldview of the Kalmyks. Nomadic civilization: historical research. 2022;2(1):45-58. (In Russ.) https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-1-45-58