Арфы на древнем шелковом пути
https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-2-35-49
Аннотация
Большой объем сведений о китайской музыке можно получить из относящихся к 1 тысячелетию рисунков-изображений, находящихся вдоль всего Великого Шелкового пути, включая Дуньхуан, особенно с учетом китайских текстов. Задолго до прихода буддизма в Китай музыка играла важную роль в конфуцианских и даосских ритуалах. С приходом буддизма его последователи нуждались в музыке не меньше, но им были нужны инструменты, совершенно отличные от инструментов, использовавшихся в первом тысячелетии до н.э. — бронзовые колокола, литофоны и большие барабаны. Музыкальные инструменты, которыми пользовались буддисты, были легкими (лютни, арфы, флейты, язычковые инструменты и маленькие барабаны). Большинство из них сохранились в Китае, но арфы (кунхоу) исчезли вскоре после 1000 г. н.э., когда буддизм пришел в упадок. Одно из последних изображений арфы найдено в пещере 465 в гротах Могао (тринадцатый век). В этой статье делается попытка собрать все, что известно об этих древних инструментах, важную информацию для хранителей музеев, искусствоведов, мастеров по изготовлению музыкальных инструментов и музыкантов, желающих возродить древние практики. Арфы в Китае исчезли, но на их реконструированных копиях сейчас играют в нескольких местах, например, в Дуньхуанской академии, Шанхайской консерватории, Чонджу (Южная Корея) и Токио.
Об авторе
Б. ЛовергренСоединённые Штаты Америки
Бо Ловергрен, доктор наук, профессор
Список литературы
1. Bachmann, W. (1994). Die Skytisch-Sarmatische Harfe aus Olbia Vorbericht zur rekonstruktion eines univeröffentlichten, im kriege verschollenen musikinstruments. In: Sons Originels: Préhistoire de la musique, Liège 11–12–13 décembre 1992, ed. M. Otte, 111–34. Liège, Belgium: Université de Liège.
2. Blunden, C., and Elvin M. (1983). Cultural Atlas of China. New York: Facts on File.
3. Chen Yang (1979). Yue shu. Si ku quan shu zhen ben 9 ji, vols. 66–75. [Taipei]: Shang wu.
4. Cowell, E. B., Müller, F. M., Takakusu J., and Asvaghosa (1969). Buddhist Mahâyâna Texts. Sacred Books of the East, vol. 49. New York: Dover Publications.
5. Fong, W. C., Watt, J. C. Y., and Guo li gu gong bo wu yuan (1996). Possessing the Past: Treasures from the National Palace Museum, Taipei. New York: Metropolitan Museum of Art.
6. Frodsham, J. D., and Li Ho, eds. (1970). The Poems of Li Ho (791–817). Oxford: Clarendon Press.
7. Goepper, R., Poncar J., Dasser K., and Linrothe, R. N. (1996). Alchi: Ladakh’s Hidden Buddhist Sanctuary: The Sumtsek. Boston: Shambhala.
8. Lawergren, B. (1990). The ancient harp from Pazyryk. Beiträge zur allgemeinen und vergleichenden Archäologie, 9–10: 111–118.
9. Lawergren, B. (1994a). Buddha as a musician: An illustration of a Jataka story. Artibus Asiae, 54 (3–4): 226–240.
10. Lawergren, B. (1994b). Mesopotamien [archaeological]. Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Allgemeine Enzyklopädie der Musik, ed. L. Finscher, vol. 6, 143–71. Kassel: Bärenreiter.
11. Lawergren, B. (1995). The spread of harps between the Near and Far East during the first millennium a.d.: Evidence of Buddhist musical cultures on the Silk Road. Silk Road Art and Archaeology: Journal of the Institute of Silk Road Studies, Kamakura 4: 233–51.
12. Lawergren, B. (2001). Harp (ancient). The New Grove Dictionary of Music and Musicians, 2nd ed., ed. S. Sadie and J. Tyrrell, vol. 10, 881–88, 894–96. London: Distributed by Macmillan.
13. Lawergren, B. (2003). Western influences on the early Chinese Qin-zither. Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, 75: 79–109.
14. Lawergren, B. (2008). The instruments of raigoo images in Japan. Medieval Sacred Chant: From Japan to Portugal = Canto sacro medieval: Do Japão a Portuga: Actas do Colóquio Internacional Monodia sacra medieval, Lisboa-Évora, 2–5 de junho 2005, ed. M. P. Ferreira and J. P. d’Alvarenga. Lisbon: CESEM, Colibri. www2.fcsh.unl.pt/cesem/actividades/MONODIAprog.pdf.
15. Lawergren, B., and Gurney O. R. (1987). Sound holes and geometrical figures: Clues to the terminology of ancient Mesopotamian harps. Iraq, 49: 37–52, pls. X–XII.
16. Louis-Frédéric (1995). Buddhism. Flammarion Iconographic Guides. Paris: Flammarion.
17. Picken, L. E. R. (1984). Instruments in an orchestra from Pyu (Upper Burma) in 802. Musica Asiatica 4, ed. L. E. R. Picken, 245–70.
18. Piotrovsky, M. B. (1993). Lost Empire of the Silk Road: Buddhist Art from Khara Khoto (X–XIII Century). Lugano and Milan: Thyssen-Bornemisza Foundation and Electa.
19. Rashid, S. A. (1984). Mesopotamien. 1st ed. Leipzig: VEB Deutscher Verlak für Musik.
20. Ten Grotenhuis, E. (1999). Japanese Mandalas: Representations of Sacred Geography. Honolulu: University of Hawai’i Press.
21. Wang Zichu (1999). Reconstruction of Konghou (plucked stringed instrument). Wen wu 7: 50–60.
22. Watson, B., and Kumarajiva (1993). The Lotus Sutra. New York: Columbia University Press.
23. Yao Shihong (1983–85). [Musical instruments and dancing depicted as they appear in wall paintings at the Kizil Grottoes]. Kijiru sekkutsu = The Caves of Qizil, Xinjiang Weiwu’er Zizhiqu wen wu guan li wei yuan hui, Baicheng xian (China), vol. 2, 237–57. Chugoku Sekkutsu = Caves of China. Tokyo: Heibonsha.
24. Zuber, S. M. (1940). Muzykal’nye Instrumenty v Ikonografii KharaKhoto = Musical instruments in the iconography from KharaKhoto. Trudy Otdela Vostoka, 3. Leningrad, 1940, 325–337 (in Russian).
Рецензия
Для цитирования:
Ловергрен Б. Арфы на древнем шелковом пути. Nomadic civilization: historical research. 2022;2(2):35-49. https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-2-35-49
For citation:
Lawergren B. Harps on the ancient silk road. Nomadic civilization: historical research. 2022;2(2):35-49. (In Russ.) https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-2-35-49