ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 
Исследование основывается на документации позднесоветского опыта, теоретическом обобщении и истолковании эмпирических данных и архивных документов. Феномен университария как совокупности ипостасей всех членов вузовского сообщества, агрегированных определенным образом, в настоящее время является одной из наиболее важных научных тем, но данная проблематика, при всей ее актуальности, не получила еще должной разработки и требует пристального внимания со стороны исследователей.
Представленная нами статья направлена на анализ антропологического микромира университетской повседневности в 1970–1980-е гг., содержащий в себе такие критерии, как раскрытие потенциала человека, возможность реализации задач, поставленных государством и руководящей партией перед индивидом и обществом в социально-политических условиях позднесоветской эпохи. В исследовании рассматриваются ценностные параметры, характеризующие профессорско-преподавательский состав: мотивация к работе, отношение к коллегам, а также способность выработки ими видения роли экономики и других значимых факторов в повседневной жизни: личной, коллектива, советского общества, страны в целом и т.д.
Исследование университетской темы интересно возможностью создания локальной версии коллективного прошлого позднесоветской эпохи, описания атмосферы того времени, образа жизни, умонастроений, стереотипов сознания, особенностей менталитета советского человека. Изучение научно-образовательного коллектива как специфического, своеобразного и уникального «человеческого» сообщества предполагает фиксацию и анализ существовавших взаимосвязей и взаимодействий, объединяющих университариев.
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 
Монгол, Оросын XVII зууны харилцааны асуудлыг судлахад зайлшгүй нэгэн авч үзэхэд орхигдуулахгүй судлах нэгэн чухал судалгаа нь ойрадын Галдан бошигтын түүх юм. Түүний Зүүнгарын хаант улсыг захирах болсон үеэс эхлэн Галдан бошигтын харилцааны түүхийг авч үзэж болно. Ойрад, Оросын харилцааны түүхийг миний бие түүний эцэг Эрдэнэбаатар хунтайжийн харилцаагаар төлөөлүүлэн судалж гаргахыг оролдсон. Галдан бошигтын гадаад бодлого, үйл ажиллагааны асуудлыг хөндөхөд Зүүнгар ба Төв болон Дорнод Ази, Манж Чин улстай харилцсан харилцааг анхаарах хэрэгтэй. Харин БНХАУ-ын болон Оросын нэлээд эрдэмтэн судлаачид уг асуудлыг тусгайлан судлан авч үзжээ. Тиймээс би Галдан бошигтын харилцааны асуудлыг бага хөндсөн, бас нэлээд шинэ баримт эх хэрэглэгдэхүүн олсон учир Оростой хэрхэн харилцсан, түүний харилцааны онцлог, тухайн үеийн түүхэн нөхцөл байдал, элч нарын уулзалтын тэмдэглэл зэргийг голлон авч үзэхийг зорьлоо. Оросын сурвалжид түүний нэр анх үзэгдсэн нь 1665 оны үед хамаарна.
АРХЕОЛОГИЯ 
Большой объем сведений о китайской музыке можно получить из относящихся к 1 тысячелетию рисунков-изображений, находящихся вдоль всего Великого Шелкового пути, включая Дуньхуан, особенно с учетом китайских текстов. Задолго до прихода буддизма в Китай музыка играла важную роль в конфуцианских и даосских ритуалах. С приходом буддизма его последователи нуждались в музыке не меньше, но им были нужны инструменты, совершенно отличные от инструментов, использовавшихся в первом тысячелетии до н.э. — бронзовые колокола, литофоны и большие барабаны. Музыкальные инструменты, которыми пользовались буддисты, были легкими (лютни, арфы, флейты, язычковые инструменты и маленькие барабаны). Большинство из них сохранились в Китае, но арфы (кунхоу) исчезли вскоре после 1000 г. н.э., когда буддизм пришел в упадок. Одно из последних изображений арфы найдено в пещере 465 в гротах Могао (тринадцатый век). В этой статье делается попытка собрать все, что известно об этих древних инструментах, важную информацию для хранителей музеев, искусствоведов, мастеров по изготовлению музыкальных инструментов и музыкантов, желающих возродить древние практики. Арфы в Китае исчезли, но на их реконструированных копиях сейчас играют в нескольких местах, например, в Дуньхуанской академии, Шанхайской консерватории, Чонджу (Южная Корея) и Токио.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 
Уникальная музыкальная культура алтайского народа во многом базируется на традиционной народной музыке. Национальные музыкальные инструменты обладают сакральными, магическими функциями при общении с духами природы — данный факт отражен в фольклорных произведениях и в народных представлениях. В настоящей статье нами предпринята попытка комплексного выяснения взаимосвязи сакральных, магических функций народных музыкальных инструментов с самыми разными культовыми обрядами, бытующими в жизни алтайского общества, со сложившимися стереотипами в текстах устного народного творчества, а также в изустных рассказах представителей этноса. Подробно рассматривается один из древнейших образцов музыкальных инструментов, найденный археологами, — пазырыкская арфа. Научное изучение данного уникального артефакта, как нам представляется, поможет расширить наше представление о его бытовании в прошлом, понять основные содержательные составляющие «скифской арфы» с тем, чтобы сохранить их при реконструкции и возродить древний музыкальный инструмент для современного поколения музыкантов и слушателей.
Исследование пазырыкской арфы, национального музыкального инструмента, как одного из самых ценных источников историко-культурного наследия алтайского народа весьма актуально и представляет научный интерес для российских и зарубежных специалистов, фольклористов, археологов, культурологов и современных музыкантов.
В статье рассматривается жанр «магтал» в аспекте восхваления клинкового оружия на примерах стихотворений-макталов в поэзии Аксена Сусеева, Давида Кугультинова и Михаила Хонинова. Если «Yлдин магтал» («Восхваление меча») входит в поэму А. Сусеева «Теегин үрн» («Сын степей», 1939) в составе трех макталов, адресованных величанию героя, коня и его оружия, перед 12 песнями-главами, то стихотворения Д. Кугультинова ««Аакун шор-үлд тайг» («Шпага-трость Оки», 1956) и М. Хонинова «Хазг чашкин ир…» («Лезвие казачьей шашки…») представляют собой отдельные макталы, посвященные героям-землякам. У А. Сусеева и Д. Кугультинова магталы адресованы славным защитникам Отечества – герою Гражданской войны О.И. Городовикову, у М. Хонинова — герою Отечественной войны Б.Б. Городовикову. Сравнительно-типологический анализ фольклорных аналогов в эпосе «Джангар» и литературных макталов выявил как общее, так и различное в воспевании героя через прославление его оружия — меча, сабли, казачьей шашки. Воспевание сабли в мактале А. Сусеева обусловлено использованием такого оружия кавалерией в годы Гражданской войны, казачьей шашки в мактале М. Хонинова — в годы Великой Отечественной войны. Шпага-трость в стихотворении Д. Кугультинова связана с последними годами жизни старого генерала, она воспринимается как маркер возраста и. возможно, как необычный подарок легендарному ветерану. В русском переводе макталы трех поэтов различаются как по содержанию, так и по форме, при этом название оригинала не всегда соответствует названию переводу, допускаются некоторые отклонения от сюжета, переводчиками вводятся собственные детали. Мактал-оригинал Д. Кугультинова имеет две редакции при сохранении прежнего года создания произведения. Воспевание клинкового оружия относится как к его боевым качествам, внешнему виду, так и к мастерству оружейника в эпосе и в авторских сюжетных текстах. Поэты больше внимания уделяют красоте оружия, искусству его создания: стальной клинок, серебряная рукоять, черненный узор и др.
ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ 
У казахов и монголоязычных кочевых народов в прошлом имелось много неповторимых и разнообразных видов игр. Их национальные игры в большинстве своем были связаны с хозяйственной деятельностью кочевников, занимавшихся в основном разведением скота. Вполне естественно, что подрастающее поколение было хорошо знакомо с повадками и анатомическим строением домашних животных, что, безусловно, повлияло на специфику детских игровых развлечений. У названных кочевых народов имелись как подвижные игры, вырабатывавшие силу и ловкость у детей и подростков, так и интеллектуальные, способствовавшие развитию ума и логики молодежи. В исследовательской литературе подвижные игры в большей степени подверглись научному анализу, а вот, условно говоря, второй группе игр, развивающей интеллект подрастающего поколения, было уделено гораздо меньше внимания. Среди интеллектуальных игр особое место занимает такая народная игра, ставшая традиционной в кочевнической среде, как «восемь примет спинного позвонка» (нурууны ясны найман шинж). Данная интеллектуальная игра получила широкое распространение среди племен империи гуннов. Комплексный анализ указанной игры, проведенный в статье, выявил ее специфические особенности, показал, что это не просто распространенное детское развлечение, а часть культурного наследия тюрко-монгольских народов.
ТЕОЛОГИЯ 
«Алтан гэрэл судар» бол Их хөлгөний бурхан шашины хамгийн хүндтэй сударуудын нэг юм. «Алтан гэрлийн судар»-ыг төвд эхээс ойрад хэлээр Зая бандид орчуулга хийсэн. XVII зууны дунд үеэс уг зохиол ойрад хэлэнд орчуулагдсанаас хойшхи зуун жилийн хугацаанд судар зөвхөн гар бичмэл хэлбэрээр байсан. XVIII зууны дунд үеэс Зүүнгарын хаант улсад ксилографийн аргаар, дараа нь Халимагийн хаант улсад Ижил мөрний халимагуудын санаачилгаар Дондук-Дашигийн үед (1741–1761) хэвлэгджээ. Энэ халимаг ксилографын хуулбар Ш. Үвэлзэн гэнгэгийн хувийн цуглуулгад хадгалагдаж байгаа (Тэкэс, Шинжаан, Хятад). “Алтан гэрэл судар”-ын ойрад орчуулга Оросын судлаачдын хараанаас холдсонгүй. Алтангэрэл их хөлгөн судрын бичвэрт ойрад аялгууны содон сонин үгсийг хэрэглэсэн эсэх, монгол бичгийн хэлний зөв бичихүйтэй яаж уялдаж уламжлагдсан, үгийг хувилган зөв бичихүйг ямар байдлаар баримталж бичиж байсан зэргийг 1655 оны үеийн орчуулгын баримтаар тодруулан тайлбарласан болно. Тод үсгийн бичвэрт монгол бичгийн адилаар үгийн төгсгөлийг анхаарч, үгийн үндэс нь задгай үеэр төгссөн, битүү үеэр төгссөн эсэхийг харгалзан дагаврыг залгахад, залгаж буй дагавар нь эгшгээр эхэлсэн, гийгүүлэгчээр эхэлсэн хоёр хувилбартай бөгөөд эр үг, эм үгэнд нэг л дүрсээр бичиж байна. Ийнхүү тод үсэг, монгол бичгийн дагаврын тэмдэглэгээ нь адил гэж болох боловч чанарын ялгаатай бололтой.