Восемь особенностей поясничных позвонков
https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-2-78-88
Аннотация
У казахов и монголоязычных кочевых народов в прошлом имелось много неповторимых и разнообразных видов игр. Их национальные игры в большинстве своем были связаны с хозяйственной деятельностью кочевников, занимавшихся в основном разведением скота. Вполне естественно, что подрастающее поколение было хорошо знакомо с повадками и анатомическим строением домашних животных, что, безусловно, повлияло на специфику детских игровых развлечений. У названных кочевых народов имелись как подвижные игры, вырабатывавшие силу и ловкость у детей и подростков, так и интеллектуальные, способствовавшие развитию ума и логики молодежи. В исследовательской литературе подвижные игры в большей степени подверглись научному анализу, а вот, условно говоря, второй группе игр, развивающей интеллект подрастающего поколения, было уделено гораздо меньше внимания. Среди интеллектуальных игр особое место занимает такая народная игра, ставшая традиционной в кочевнической среде, как «восемь примет спинного позвонка» (нурууны ясны найман шинж). Данная интеллектуальная игра получила широкое распространение среди племен империи гуннов. Комплексный анализ указанной игры, проведенный в статье, выявил ее специфические особенности, показал, что это не просто распространенное детское развлечение, а часть культурного наследия тюрко-монгольских народов.
Об авторе
А. ТойшанулыКазахстан
Акедил Тойшанулы, кандидат филологических наук, эксперт
Список литературы
1. Aman naadgaj (2015). Mon-sudar, 211–214.
2. Basangova, T. G. (2009). The mythology of the genre of “telling by the bone” among the Kalmyks. The peoples of the Caspian region: a dialogue of cultures. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Elista, 158–161 (in Russian).
3. Byambaragchaa, G. (2020). About one of the traditional games of the Khalkha Mongols. Mongolica. Vol. 23. No. 1. 5–9. DOI 10.25882/hyr4-5604.
4. Cerensodnom, D. (2000). Mongolyn nuuc tovchoo. Ulaanbaatar, 426–427.
5. Dulam, S. (2018). «Asuuh nuruuny үg» zhүzhig naadmyn aman zohiolyn үүseld holbogdoh n’. Mongol aman zohiol, har’cuulsan aman zohiolyn sudalgaa. Erdem shinzhilgeenij өgүүllijn chuulgan, II bot’, Ulaanbaatar, 380–389. ISBN 978-99978-4-604-4.
6. Hoton ardyn aman zohiol (2014). Ulaanbaatar, 426–427.
7. Katuu B. (2011). Oiradyn zarim edlel kheregleliyin tukhay. Ugsaatan sudlal. Bot’ 20. Ulaanbaatar. 286–287.
8. Khaninova, R.M. (2007).The game of alchiki in the historiosophical imagery of Velimir Khlebnikov. Historiosophy in Russian Literature of the XX and XXI centuries: traditions and a New Look: Proceedings of the XI Sheshukov Readings. Moscow, 41–48 (in Russian).
9. Medeubekұly, S. (1993). Belomyrtқa. «Ana tіlі» sonin. 01.07. № 326.
10. Mongol ardyn aman zohiolyn deezh bichig (1978). Ulaanbaatar, 87–88.
11. Omakaeva E. U. (2003). Kalmyks gaming culture: typology and specifics. Mongol Studies. 2. Elista, 251–264 (in Russian).
12. Omakaeva, E. U. (2010). Folk games. Kalmyks. The series “Peoples and Cultures”. Moscow: Nauka, 364–374 (in Russian).
13. Orajhanұly, S. Beldemenің segіz syny (Nuruuny yasny najman shinzh). Gar bichmel.
14. Wangjil, Ba. (1991). Kőke jula: mongγol ulamjilaltu amidural-un toli. Őbűr mongγol-un soyul-un keblel-űn qoriy-a.
Рецензия
Для цитирования:
Тойшанулы А. Восемь особенностей поясничных позвонков. Nomadic civilization: historical research. 2022;2(2):78-88. https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-2-78-88
For citation:
Toyshanuly A. Eight features of the lumbar vertebrae. Nomadic civilization: historical research. 2022;2(2):78-88. https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-2-78-88