Магико-обрядовые функции музыкальной культуры алтайского народа
https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-2-50-61
Аннотация
Уникальная музыкальная культура алтайского народа во многом базируется на традиционной народной музыке. Национальные музыкальные инструменты обладают сакральными, магическими функциями при общении с духами природы — данный факт отражен в фольклорных произведениях и в народных представлениях. В настоящей статье нами предпринята попытка комплексного выяснения взаимосвязи сакральных, магических функций народных музыкальных инструментов с самыми разными культовыми обрядами, бытующими в жизни алтайского общества, со сложившимися стереотипами в текстах устного народного творчества, а также в изустных рассказах представителей этноса. Подробно рассматривается один из древнейших образцов музыкальных инструментов, найденный археологами, — пазырыкская арфа. Научное изучение данного уникального артефакта, как нам представляется, поможет расширить наше представление о его бытовании в прошлом, понять основные содержательные составляющие «скифской арфы» с тем, чтобы сохранить их при реконструкции и возродить древний музыкальный инструмент для современного поколения музыкантов и слушателей.
Исследование пазырыкской арфы, национального музыкального инструмента, как одного из самых ценных источников историко-культурного наследия алтайского народа весьма актуально и представляет научный интерес для российских и зарубежных специалистов, фольклористов, археологов, культурологов и современных музыкантов.
Ключевые слова
Об авторе
Т. М. СадаловаРоссия
Тамара Михайловна Садалова, доктор филологических наук, ответственный секретарь
г. Горно-Алтайск
Список литературы
1. Акулова, Т.Н. (2006). Чарас-Бажы — чöрчöк кабайы. Горно-Алтайск: ГУ Книжное издательство «Юч-Сюмер–Белуха».
2. Акулова, Т. Н. (2009). Ат ӱстинде jӱрӱмис ӧткӧн. Кеп-куучындар, сооjыҥдар, чӧрчӧктӧр, кожоҥдор. Горно-Алтайск: Алтын-Туу.
3. Алтай кеп-куучындар (Алтайские предания) (1994). Сост. И. Б. Шинжин, Е. Е. Ямаева. Горно-Алтайск: Ак Чечек.
4. Алтайские героические сказания (1983). Сказитель А. Калкин; пер. с алт. А. Плитченко; худож. А. Дианов. Москва: Современник
5. Алтайские героические сказания: Очи-Бала. Кан-Алтын (1997). Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. 15. Новосибирск: Наука.
6. Анохин, А. В. (1924). Материалы по шаманству у алтайцев. Сборник Музея антропологии и этнографии РАН. Т. IV.
7. Басилов, В. Н. (1991). «Скифская арфа»: древнейший смычковый инструмент? Советская этнография. № 4. 140–154.
8. Бичурин, И. Я. (1950–1953). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена: В 3 т. Москва-Ленинград: Изд-во АН СССР.
9. Бичурин, Н. Я. (Иакинф) (1991). Ради вечной памяти: Поэзия, статьи, очерки, заметки. Письма. Сост. В.Г. Родионов. Чебоксары: Чувашское книжное издательство.
10. Бутанаев, В. Я. (1996). Традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учителей. Абакан: Хакасское книжное издательство.
11. Бутанаев, В. Я. (2011). Русско-хакасский словарь. Орыс-хоорай состиги. Астана Тюркская акад.
12. Вайнштейн, С. И. (1991). Мир кочевников центра Азии. Москва: Наука.
13. Вербицкий, В. И. (1893). Алтайские инородцы. Москва.
14. Вербицкий, В. И. (2005). Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. Издание 2-е. Горно-Алтайск: Ак Чечек.
15. Грязнов, М. П. (1958). Древнее искусство Алтая. Ленинград.
16. Древнетюркский словарь (1969). Ленинград: Наука.
17. Катанов, Н. Ф. (1893). Письма из Сибири и Восточного Туркестана. Санкт-Петербург.
18. Ойротско-русский словарь (1947). Составители: Н.А. Баскаков, Т.М. Тощакова. Москва.
19. Потанин, Г. Н. (2005). Очерки Северо-Западной Монголии (2-е издание). Репринтное воспроизведение издания 1883 г. Горно-Алтайск: Ак чечек.
20. Потапов, Л. П. (1953). Народы Южной Сибири. Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во.
21. Радлов, В. В. (1989). Из Сибири: Страницы дневника / В.В. Радлов. Москва: Наука.
22. Руденко, С. И. (1952). Горно-Алтайские находки и скифы. Москва-Ленинград.
23. Руденко, С. И. (1953). Культура населения Горного Алтая в скифское время. Москва-Ленинград.
24. Руденко, С. И. (1960). Культура населения Центрального Алтая в скифское время. Москва.
25. Садалова, Т. М. (2018). Алтайские народные музыкальные инструменты. Горно-Алтайск.
26. Садалова, Т. М. (2006). Загадки Шуну батыра. Горно-Алтайск.
27. Сузукей, В. Ю. (2007). Музыкальная культура Тувы начала XX века. Москва.
28. Тишкин, А. А., Мыльников, В. П. (2016). Деревообработки на Алтае во II веке до н.э.-Y веке н.э. (по материалам Яломан-II и Бош-Туу-I). Сер. Археологические памятники Алтая, вып. 2. Барнаул.
29. Ялатов, Н. К. (1997). Янгар: Алтайский героический эпос / Сказитель Н. К. Ялатов; [Запись И. Б. Шинжина; Рисунки Д. Позднякова]; Горно-Алт. ин-т гуманитар. исслед. Горно-Алтайск: Ак чечек.
30. ДЗ 2018 — Дневниковые записи автора 2018 года.
31. ПД – 4: Дневниковые записи автора и конспективные содержания фольклорных текстов, записанные во время международных научных экспедиций «Алтай –Орхон» в 2000, 2001, 2002 годах в Западную Монголию (под руководством автора).
Рецензия
Для цитирования:
Садалова Т.М. Магико-обрядовые функции музыкальной культуры алтайского народа. Nomadic civilization: historical research. 2022;2(2):50-61. https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-2-50-61
For citation:
Sadalova T.M. Magic-ritual functions of the musical culture of the Altai people. Nomadic civilization: historical research. 2022;2(2):50-61. (In Russ.) https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-2-50-61