Структурно-семантическая реконструкция древнего уйгурского танца «Сама»: архаические представления или контаминация смыслов
https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-3-63-72
Аннотация
Традиционное танцевальное искусство уйгур многообразно: танцы отличаются друг от друга как манерой и характером исполнения, так и геометрией танца, своеобразным композиционным построением, ритмической структурой, количеством исполняемых танцевальных движений и т. д. В статье описан процесс реконструкции древнего уйгурского танца «Сама» и ее итоги. Автор выявил структурные признаки и семантику архаичного танца. В современном Кыргызстане данный танец утрачен, но прилагаются усилия со стороны ученых, знатоков народного искусства, общественности по его возрождению. В процессе восстановления танца обнаружились два аспекта. Первым аспектом являются инвариантные признаки кругового танца. Здесь просматриваются архаические народные представления о мире и типологические признаки тюркской и монгольской культур. В качестве второго аспекта автор рассматривает современные процессы контаминации доисламских и исламских представлений. Специфичность уйгурcкого танца проявляется прежде всего в манере исполнения. Можно с удовлетворением констатировать, что реконструкция танца «Сама» прошла успешно, о чем свидетельствует его показ на массовых праздниках и то, что он вошел в обиход семейных торжеств. Автор надеется на то, что древний народный танец после своего второго рождения будет продолжать свое существование среди современных носителей уйгурской культуры.
Ключевые слова
Об авторе
С. Н. АбдуллаевКыргызстан
Сайфулла Нурмухамедович Абдуллаев, доктор филологических наук, профессор
Каракол
Список литературы
1. Абдуллаев, С. Н. (2021). Фортификационный опыт раннесредневековых уйгуров. Музеефикация фортификационных сооружений: проблемы и пути их решения. Смоленск: Свиток. 23–25.
2. Алибакиева, Т. (1972). Песенное творчество уйгурского народа. Алма-Ата: Академия.
3. Алмас, Т. (1989). Уйгуры. Часть 1. Алма-Ата: Главная редакция Казахской Советской энциклопедии.
4. Буксикова, О. Б. (2009). Танец в истории культуры народов Сибири: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. СПб.
5. Гергесова, Т. Е. (2002). Бурятские народные танцы. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство.
6. Дашиева, Л. Д. (2009). Бурятский круговой танец ехор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН.
7. Ерзин, М. (2015). Из глубин Евразии. Алматы: Экономика.
8. Исмаилова, Э. М. (1984). К вопросу об уйгурском танце. Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи. М.: Наука. 180–187.
9. Исраилов, М. В. (1991). Уйгурский танец на территории Средней Азии и Казахстана: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Ташкент.
10. Лукина, А.Г. (2006). Круговой танец осуохай: идеи, образы, символы. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Амосова, 3, 4. Якутск. 69–72.
11. Николаева, Д. А. (1999). Космогонические функции ритуальных танцев в традиционной культуре бурят. Проблемы культурологического образования: этнорегиональные аспекты. М.; Улан-Удэ. 184–192.
12. Омакаева, Э. У. (2010). Калмыцкий танец би как феномен духовной культуры монголоязычных народов в контексте ойратской танцевальной традиции бий-биелгэ. Танцевальный фольклор народов России. Элиста: КИГИ РАН. 63–77.
13. Самжид, Р. (2014). Хүн байгалийн шүтэлцээ ба монгол бүжгийн гарал үүсэл, хөгжлийн ухаанд. Танец как историко-культурное наследие монголоязычных народов. Элиста: КИГИ РАН. 68–77. (На монг. яз.).
14. Санчай, Ч. Х. (2016). Культурные предпосылки возникновения тувинского хороводного танца «Челер-ой». [Электронный ресурс]. GAUDEAMUS IGITUR. Современные гуманитарные исследования. 3. 52–56.
15. Санчай, Ч. Х., Кухта, М. С. (2019). Семантика структурных элементов тувинского танца. Новые исследования Тувы. 1. 176–189.
16. Стручкова, Н. А. (2000). Семантика основных движений якутского хороводного танца осуохай: дисс. … канд. ист. наук. Якутск. 188 с.
17. Султангареева, Р. А. (2013). Танцевальный фольклор башкир. Уфа: Гилем.
18. Шинжина, А. И. (2021). Алтайский национальный театр танца «Алтам» как лаборатория практической реализации результатов научно-исследовательской работы по изучению традиционной культуры алтайцев. Культура и искусство. 2. 65–79.
19. Хашимов, Абдулазиза (1988). Двенадцать уйгурских макомов. Канд диссер. Ташкент.
20. Abdullayev, S. (2021). Correlation of the Texts of Ancient with Modern Folklore: “Kutadgu Bilik” and “Nur dastani”. Ancient Texts and Languages of Ethnic Groups along the Silk Roud. Goettingen. 9–13.
Рецензия
Для цитирования:
Абдуллаев С.Н. Структурно-семантическая реконструкция древнего уйгурского танца «Сама»: архаические представления или контаминация смыслов. Nomadic civilization: historical research. 2022;2(3):63-72. https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-3-63-72
For citation:
Abdullaev S.N. Structural and semantic reconstruction of the ancient uighur dance «Sama»: archaic views or contamination of meanings. Nomadic civilization: historical research. 2022;2(3):63-72. (In Russ.) https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-3-63-72