Preview

Nomadic civilization: historical research

Расширенный поиск
Том 2, № 3 (2022)
Скачать выпуск PDF

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

9-27 327
Аннотация

В представленной статье рассматриваются важнейшие источники монгольского и ойрат-калмыцкого средневекового права – «Великая Яса» Чингисхана и «Ики Цааджин Бичик» 1640 года, которые сыграли значительную роль в формировании и развитии правовой системы кочевых монгольских народов. Эти два законодательных памятника в комплексе с другими источниками права регламентировали устройство кочевой армии, организованной по военно-иерархическому признаку, упорядочивали систему хозяйственной культуры и социальную организацию общества, охватывали различные отрасли права – уголовное, гражданское, духовное (религиозное), семейное, наследственное, а также процессуальное (порядок судопроизводства, вопросы административного управления государством военного типа). В системе монгольского права довольно распространенным правовым источником являлся «зарлик» (ярлыки) – указы Великих Ханов империи и отдельных правителей государств чингизидов, жалованные, охранные и прочие грамоты. В рамках нашего научного исследования поставлена цель через анализ «Великой Ясы» Чингисхана и «Ики Цааджин Бичик» (1640 г.), различного рода ярлыков средневековых правителей Великого Монгольского Государства показать особенности правового регулирования общественных отношений в Золотой Орде, в частности, в монгольских и ойратских кочевых государственных образованиях.

28-40 198
Аннотация

В статье анализируется роль бедуинов в Национальной революции 1882 г. в Египте. В 1882 г. британские войска оккупировали Египет, включив его в состав Британской империи. Особенности хозяйственно-культурного типа племен Египта в первую очередь зависели от природно-климатических условий среды обитания. Среди населения были кочевники-пастухи, выращивавшие скот. Бедуины в Египте — это часть коренного населения страны, ведущего кочевой образ жизни. Само слово бедуин переводится с арабского как «житель пустыни» и противопоставляется слову хадир «оседлый человек». Противоборствующие политические силы пытались привлечь номадов на свою сторону, но они всегда занимали самостоятельную позицию, сохраняя враждебное отношение к городской цивилизации. Кочевые ополчения присоединились к египетской армии в сопротивлении британской интервенции. В то же время бедуины защищали дружественных христиан во время погромов, грабили мусульман в пригородах и продавали скот британским интендантам. В период британской оккупации кочевые племена постепенно интегрировались в новую рыночную экономику в роли скотоводов и обслуживающего персонала для европейских туристов. Использование метода анализа событийных данных позволило авторам упорядочить и структурировать информацию в виде событийного ряда.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

41-51 249
Аннотация

Хальмг улсин тууҗлгч материалмуд олн учр-утхта. Хальмг тууҗд күндтә күн бәәснь лавта. Нернь туурсн улсин дүрнь мартгддго йовна. Теднә негнь – Мазн баатр. Мазн баатр 1672–1677 җилмүдт хальмг церг толhалҗ, орс болн серкш цергүдлә хамдан өшәтнә өмнәс босч, цогц әмән әрвллго, улан цусан асхн ноолдҗ йовсн күн. Мазна туск кесг цаасд «Центральный Государственный архив древних актов» (ЦГАДА) гидг Москван саңд хадhлата. Мана өдрмүдт чигн Мазн баатрин тускар дала юм медҗ болхмн. Энүнә нерн бас олн домг-дуунд орҗ, хальмгуд дунд мөңкрсн бәәнә. Эн сән ухан-седвәртә, дәәнә көлд тахшсн зөргтә дәәчин туск то-томҗан уга амн тууҗс бәәнә. Эн статьяд келмрч Т.С. Тягинован келҗ өгсн 3 амн тууҗс барлгдҗана. Эн туульсиг 2018 җилин хаврар Хальмг ик сурһулин көдләч, филологин номин кандидат Б. М. Коваева чикән өгҗ соңсч, видеокамерәр бичҗ авсн деерән, үгмүдинь hарар бичҗ авсмн. Эн статьяд барлгдсн амн тууҗс торһуд хальмгудын өвәрцсиг ил медүлҗәнә. Орс келнәс хальмгшрулсн үгмүд чигн харһна. Мазна баатрлг дүр олн-әмтнә санлд тодлгдҗ үлдх зөвтә.  

ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ

52-62 261
Аннотация

Игры в альчики (кости) — древняя народная игра кочевых народов. Она была известна на всем пространстве Евразии от Атлантики до Тихого океана, от Кольского полуострова до Малой Азии. Данная народная игра была чрезвычайно популярна у скотоводческих народов Евразии, а также на Кавказе, в Средней Азии. В нее играли в основном дети и молодежь, но также и взрослые мужчины, женщины же редко принимали участие в этой народной забаве. Есть предположение, что игра происходит из обряда, появившегося в период приручения животных. Игровой инвентарь народной детской забавы состоял из большого числа суставных косточек мелких животных (овец), обговоренное число которых игроки и выбивали особой костью — битой. Кости, упавшие выигрышной стороной, забирались победителем. Предмет исследования — калмыцкая народная игра в альчики. Цель исследования — изучение бытования данной игры среди кочевого калмыцкого народа, анализ вариантов игры у монгольских народов. Материалом исследования послужили историко-этнографические труды российских ученых, фольклорные сборники, полевые записи автора. В настоящее время народная игра в альчики не столь известна среди нынешнего подрастающего поколения. Активная популяризация данной народной игры в детской и молодежной среде станет, по мнению автора, еще одним действенным шагом на пути возрождения национальной культуры калмыков.

63-72 213
Аннотация

Традиционное танцевальное искусство уйгур многообразно: танцы отличаются друг от друга как манерой и характером исполнения, так и геометрией танца, своеобразным композиционным построением, ритмической структурой, количеством исполняемых танцевальных движений и т. д. В статье описан процесс реконструкции древнего уйгурского танца «Сама» и ее итоги. Автор выявил структурные признаки и семантику архаичного танца. В современном Кыргызстане данный танец утрачен, но прилагаются усилия со стороны ученых, знатоков народного искусства, общественности по его возрождению. В процессе восстановления танца обнаружились два аспекта. Первым аспектом являются инвариантные признаки кругового танца. Здесь просматриваются архаические народные представления о мире и типологические признаки тюркской и монгольской культур. В качестве второго аспекта автор рассматривает современные процессы контаминации доисламских и исламских представлений. Специфичность уйгурcкого танца проявляется прежде всего в манере исполнения. Можно с удовлетворением констатировать, что реконструкция танца «Сама» прошла успешно, о чем свидетельствует его показ на массовых праздниках и то, что он вошел в обиход семейных торжеств. Автор надеется на то, что древний народный танец после своего второго рождения будет продолжать свое существование среди современных носителей уйгурской культуры.

ТЕОЛОГИЯ

73-91 168
Аннотация

Захчины сүм хийд нь Ойрад Зүүнгарын хаант улсын сүм хийдийн үргэлжлэл болох бөгөөд Ойрадын сүм хийд нь анх Байвгас баатар тэргүүлэн Ойрадын бүх ноёд нэг нэг хөвгүүнээ хоёр зуун эгэл ардын хөвүүний хамт лам болгохоор Төвд оронд Далай лам, Банчин богдын дэргэд хүргэж, дээдийн номонд сурган бурхан шашинтан болсноор эхэлсэн ба энэ анхлан суралцагч нарын дундаас алдарт хутагт Равжамба Зая бандида Намхайжамц, Ачит цорж, Дархан цорж, Даржаа гавж, Равжамба Содов тэргүүтэн олон номт мэргэд гарч Богд Зонховын өнө ёс шар малгайтны шашин, Далай лам, Банчин богдын зарлиг номын эш онолоор Ойрад нутагтаа «Ойрадын их хүрээ»-г байгуулж, шашин эхлүүлсэн билээ. Равжамба Зая бандида Ойрадын их хүрээг байгуулаад, олон зуун шавь нарыг боловсруулснаас Мэргэн хэлмэрч Агваанлоройжамц, Раднаабадраа, Үйзэн нансо, Гүнтэн гавж, Эрх цорж, Шарав гэлэн, Тарва гавж, Дайчин нансо тэргүүтэн гарсан. Равжамба Зая бандида «Ойрадын их хүрээ»-г байгуулаад, түүнээсээ салбарлан олон хийд сүмийг үүсгэн байгуулж, Халх, Өвөрлөгч, Халимагт шашин соёл дэлгэрүүлэх томоохон үйл ажилгааг хийж байсан ба Төвд, Манжид ч нөлөө үзүүлсэн шашин соёлийн томоохон зүтгэлтэн байсныг түүхэнд тэмдэглэсэн байдаг.

РЕЦЕНЗИИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3377 (Online)