Отражение религиозных мотивов в героическом эпосе «Манас»
https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-4-92-100
Аннотация
В начале I тысячелетия до н. э. произошло одно из крупнейших событий в истории народов, населявших горностепные просторы Евразии — переход степных племен к кочевому образу жизни, к кочевому скотоводству. В представленном исследовании рассматривается героический эпос «Манас» — один из древнейших эпосов мира, в котором нашли отражение не только жизнь и быт кочевого кыргызского народа, его этические нормы, но и религиозные культовые обряды и действия.
Основной целью автора является раскрытие религиозных основ эпоса «Манас», что позволило сформулировать две ключевые задачи: с одной стороны, выявление своеобразных исторических «примет времени», следов различных эпох, обнаруживаемых в произведении, и анализ религиозных образов «Манаса», с другой.
Обе задачи между собой неразрывно связаны и отражают, по сути дела, разные стороны одной проблемы. Автор подробно рассматривает вопросы отражения в эпическом тексте ранних религиозных верований (тотемизм, анимизм, культ предков) и мусульманских мотивов. Основной целью научного анализа религиозных мотивов эпического сказания является выяснение их онтологической и аксиологической ценности в контексте номадического бытия. В представленной статье весьма наглядно представлены тотемические воззрения на примере зооморфной богини Ак-Бугу. Повествуется о том, как Ак-Бугу (букв. Святая Олениха) вскармливает своим молоком младенца Семетея, и его мать, увидев это, восприняла это как добрый знак. В древности олень, лось, архар, равно как и волк или барс, считались священными животными, покровительствующими кыргызским племенам. Также исследователь рассмотрел один из наиболее древних и ярких женских образов эпоса «Манас» — Айчюрёк. С ее образом в «Манасе» связывается широко распространенный в эпосе тюрко-монгольских народов мотив оживления героя его женой.
Ключевые слова
Об авторе
А. А. БакировКыргызстан
Асылбек Апасович Бакиров, кандидат филологических наук, доцент
Бишкек
Список литературы
1. Абрамзон, С. М. Этнографические сюжеты в киргизском эпосе «Манас» / С. М. Абрамзон // Советская этнография. – 1947. – № 2. – 134–154.
2. Ауэзов, М. Героический эпос «Манас». Мысли разных лет / М. Ауэзов. – Алма-Ата: Казгослитиздат, 1959.
3. Байгазиев, С. Великий эпос «Манас» — негаснущая звезда мировой художественной культуры / С. Байгазиев. – Бишкек, 2016.
4. Бекмухамедова, Н. Х. Женские образы в эпосе «Манас». Манасоведение / Н. Х. Бекмухамедова. – Бишкек: Кыргызско-Российский Славянский университет, 2011.
5. Бернштам, А. Н. (1946). Эпоха возникновения киргизского эпоса «Манас». Киргизстан: Литературно-художественный альманах. Фрунзе. С. 139–149.
6. Гегель, В. Ф. Эстетика. Т. 3 / В. Ф. Гегель. – Москва: Искусство, 1971.
7. Грач, А. Д. Древние кочевники в центре Азии / А. Д. Грач. – Москва: Наука, 1980.
8. Гребнев, Л. В. Тувинский героический эпос (опыт историко-этнографического анализа) / Л. В. Гребнев. – Москва: Восточная литература, 1960.
9. Жирмунский, В. М. Введение в изучение эпоса «Манас» / В. М. Жирмунский // Избранные труды. – Ленинград: Наука, 1974. – 23–112.
10. Инан, А. Заметки об эпосе «Манас» / А. Инан. – Стамбул, 1959.
11. Манас. Киргизский героический эпос. Кн. 1. – Москва: Наука, 1984.
12. Молдобаев, И. «Манас» — историко-культурный памятник кыргызов / И. Молдобоев. – Бишкек: Кыргыстан, 1995.
13. Рудов, М. А. Кыргызский героический эпос «Манас», «Семетей», «Сейтек»: Хрестоматия для учебных заведений с русским языком обучения / М. А. Рудов. – Бишкек: Кыргызско-Российский Славянский университет, 2013.
14. Радлов, В. В. Предисловие. Энциклопедический феномен эпоса «Манас» / В. В. Радлов // Манас. Энциклопедия. – Бишкек: Мурас, 1995. – 10–11.
Рецензия
Для цитирования:
Бакиров А.А. Отражение религиозных мотивов в героическом эпосе «Манас». Nomadic civilization: historical research. 2022;2(4):92-100. https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-4-92-100
For citation:
Bakirov A.A. Reflection of religious motives in the heroic epic «Manas». Nomadic civilization: historical research. 2022;2(4):92-100. (In Russ.) https://doi.org/10.53315/2782-3377-2022-2-4-92-100