ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Der Süden Russlands und die grenzüberschreitende kaspische Region sind ein wichtiger geographischer und historisch-kultureller Ort in der Welt, wo es Territorien der nomadischen Zivilisation gab. Die einzigartige geographische Lage an der Kreuzung von Straßen zwischen Europa und Asien hat hier zur Entwicklung von Handelswegen beigetragen. Die natürliche Landschaft und die Art der Bewirtschaftung durch Nomaden haben den Lebensstil und die Mentalität der Nomaden beeinflusst. Die Autoren betrachten die Besonderheiten der nomadischen Gesellschaft am Beispiel der Kalmücken, Nogaier und Kasachen. Die nomadische Zivilisation ist eine der markantesten Seiten in der Geschichte der Menschheit auf dem Weg der Entwicklung der Menschheit. Das Problem, nomadische Zivilisationen zu studieren, ist eines der aktuellsten in der modernen Geschichtsschreibung und gleichzeitig komplex. Einige Wissenschaftler leugnen die Rolle der türkisch-mongolischen nomadischen Völker in der Weltgeschichte. Diese Richtung in der historischen Wissenschaft, die mit der dominierenden Rolle der europäischen Völker und der einseitigen Unterschätzung des Entwicklungsniveaus der nomadischen Zivilisationen des Ostens verbunden ist, wird als europäischer Zentrismus bezeichnet. Dieser Artikel behandelt zwei wichtige Aspekte: den nomadischen Lebensstil der Kalmücken, Nogaier und Kasachen in der Vergangenheit und den Beginn ihres Übergangs zur Sesshaftigkeit. Der Artikel deckt chronologisch den Zeitraum von der zweiten Hälfte des 18. bis zur ersten Hälfte des 19. Jahrhunderts ab, in dem die Geschichte der nomadischen Völker der eurasischen Steppe durch bestimmte geopolitische Bedingungen bestimmt wurde, insbesondere durch den Beginn ihrer Integration in das Russische Reich, dessen Schicksal sie weitgehend teilen mussten.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Объектом статьи является личность калмыцкой ханши Джан, кабардинки по национальности, второй супруги калмыцкого хана Дондук-Омбо.
Образ Джанет в этих разных ипостасях навсегда остался в исторической памяти двух народов, став знаковым символом определенной эпохи. Она была и остается «мостом», соединяющим разные народы и культуры. В предлагаемой статье в историческом плане исследуется жизненный путь калмыцкой ханши Джан, осмысляется ее место в истории России, Калмыцкого ханства, дается оценка роли этой незаурядной женщины в выстраивании первоначальных кабардино-калмыцких взаимоотношений. Актуальность подобного исследования обусловлена необходимостью показа всесторонней, целостной, цельной истории калмыцкого народа в дореволюционный период. Авторы поднимают тему роли женщины в политической жизни в прошлом, ее места в повседневной жизни калмыков того времени. После смерти мужа, оставшись вдовой, она прошла вместе со ставшим ей родным калмыцким народом трудный, мученический путь.
Цель и задачи исследования состоят в раскрытии трагической судьбы этой незаурядной личности через изучение прямых и опосредованных ее связей с современниками, предками, потомками, Российской империей, историей кабардинского и калмыцкого народов.
Авторы исследуют в историческом плане образ калмыцкой ханши Джан, опираясь на описания отечественных историков, пытаются осмыслить ее роль и место в истории калмыцкого народа. Актуальность подобного исследования несомненна. Статья приоткрывает завесу тайны над личностью ханши и добавляет новые штрихи к ее историческому портрету. В историко-генетическом плане на фоне кабардино-черкесских и русских параллелей в истории зарождения двойных фамилий рассматривается происхождение легендарной кабардинской фамилии княжны Джанет Кургокиной (Атажукиной). В статье представлена генеалогия рода Дондуковых-Корсаковых, родоначальницей которого была калмыцкая ханша — вдова калмыцкого хана Дондук-Омбо, позже по высочайшему повелению ставшая княгиней Верой Дондуковой. Род Дондуковых-Корсаковых имеет широкое разветвление, представлен знаменитыми именами, прославившими Россию ратными, трудовыми и общественными делами.
Представленное научное исследование посвящено проблемам кочевого хозяйствования в традиционном калмыцком обществе. В статье рассматриваются вопросы разведения крупного рогатого скота (КРС) в Калмыкии в XIX в. в условиях упадка традиционных отраслей животноводства. Постепенное повышение роли КРС в калмыцком хозяйстве было напрямую связанно с административными и природно-климатическими факторами. Прикаспийская степь с ее резко континентальным климатом, периодически страдающая от засух и, в значительной части лишенная пресных, пригодных к использованию источников, от ветров, заставляющих серьезно считаться с проблемой выдувания почв и посевов, обязывала имперские власти обратить внимание на проблемы региона. Для оказания помощи необходимо было, прежде всего, отыскать надежные запасы пресной воды для преодоления кризиса калмыцкого скотоводства. К тому же любые неблагоприятные явления природы неизменно приводили к падежу скота, в особенности у степняков-скотоводов, держащих круглый год скот под открытым небом. Целые поколения калмыцких скотоводов неустанно вели борьбу с природными стихиями за обладание источниками пресных вод и, таким образом, в итоге в определенной степени сумели организоваться и приспособиться к суровым природно-климатическим условиям на аридной территории. Рассматривая традиционное калмыцкое хозяйство, следует отметить, что с учетом географических условий к концу XIX в. основным видом скота в калмыцком хозяйстве стал крупный рогатый скот. Все животные в калмыцком хозяйстве без ущерба для здоровья относительно легко могли переносить продолжительные морозы, холодные ветра, жару и пр. Крупный рогатый скот также отличался выносливостью, неприхотливостью к кормам, способностью к длительным переходам. Мясо калмыцкой породы весьма ценилось. Крупный рогатый скот обеспечивал повседневные потребности калмыков в пище, в материалах для пошива одежды и обуви и пр.
В представленном научном исследовании рассматривается история появления калмыков в российских губерниях и областях, их повседневная жизнь вне пределов Калмыцкой степи, как в имперский период, так и в первые послереволюционные годы. Сделана попытка проанализировать многолетний социально-хозяйственный опыт, накопленный ими в ходе длительного проживания в других российских регионах, сыгравший впоследствии, после перекочевки и переезда в Калмыцкую автономную область в начале и середине 1920-х гг., немаловажную роль в социально-экономическом развитии степного региона. Исследуются причины, вызвавшие стихийную перекочевку в КАО в годы голодного бедствия калмыков, проживавших в других местностях Российской империи. Рассматриваются мероприятия советской власти по организованному переезду групп калмыцкого населения в КАО в 1920-е гг. Им пришлось практически на голом месте строить и обустраивать свою жизнь, приспосабливаться к непривычным природно-климатическим условиям территории. Государственная помощь финансового и материального порядка, поддержка соплеменников в КАО помогла калмыкам-переселенцам быстрее и менее безболезненно адаптироваться к новым условиям проживания. Калмыки-переселенцы с первых дней после переезда в КАО стали активно участвовать в процессе коренного переустройства политической и социально-экономической систем калмыцкого общества, приобщения своих соплеменников к оседлому образу жизни, новым формам хозяйствования. Сегодня большинство их потомков живут и работают в Республике Калмыкия — равноправном субъекте Российской Федерации.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Яруу найраг бол уран зохиолын төрөл зүйл. Жинхэнэ яруу найраг бол шидэт юм. Гоо үзэсгэлэн, сэтгэл хөдлөл, мэдрэмж, хайр, амьдрал үгээр дамжуулан илэрхийлж чаддаг. Яруу найргийг соёлын илрэл болгон тодруулах зорилгоор монголчуудын бүтээсэн яруу найргийн эрдэнэсээс гайхамшигуудыг олж нээх хэрэгтэй. 1980 оноос Өвөр Монголын яруу найрагт ихээхэн хувиралт гарсан билээ. Үүнээс өмнө үед уран зохиолыг нам төрийн үзэл суртлын хатуу шаардлагаас болоод амьдралын уянга, байгалийн зураглал хааяа нэг харагдсаныг эс тооцвол чөлөөт уянга, түүхийн сэдэвт яруу найраг бараг байхгүйтэй адил байжээ. 1970 оны сүүлчээс Бүгд Найрамдах Хятад Ард Улс нь гадаадтай чөлөөтөй харилцан, улс орнуудтай соёлын солилцоог ахиулах хандаштай болсноос Хятадын шинэ үеийн шүлэгчдийн дунд модернизмын чиглэлийн яруу найргийн өрнөлт гарч, уран зохиолд шинэ өнгө аяс бий болсон байна. Өвөр Монголын яруу найраг ч маш түргэнээр шинэ амьсгал авч эхлэн угийн уламжлалт үндэсний яруу найргийн хэв маяг дээр модернист яруу найргийн шинэ хэв маягийг идээшүүлэн хэрэглэж үндэстний түүхийн талаар эргэцүүлэл тунгаалт хийж, үндэстний хувь заяаны талаарх бодлогошролын уран сайхны ч цоо шинэ арга барилаар илэрхийлж эхэлсэн байна. Яг энэхүү түүхэн цаг үед Д. Цэрэнванжил нь наяад оны эхэн үеэс яруу найргийн гараагаа авч, шинэ цаг үеийн яруу найргийн хошууч болсон байна. Д. Цэрэнванжил Өвөр монголын утга зохиолын дээд шагнал “Солонго” шагналыг «Дөрөөн дээр өндийсөн дэлхий» найраглалаараа 1987 онд хорин зургаан насандаа, 2008 онд дөчин долоон насандаа «Нууц товчооноос тасарсан адуу» найраглалаараа хүртсэн.
Энэхүү өгүүлэлд Оросын Холбооны Улсын эрдэмтэн К. Н. Яцковскаягийн Монгол судлалын бүтээл, тэр дундаа Ойрад ардын дууг хэрхэн тэмдэглэж, судалсан талаар Ойрад Монголын хэл соёлын онцлогтой уялдуулан авч үзжээ. Монголч эрдэмтэн К. Н. Яцковская 1988 онд «Монгол ардын дуунууд» гэсэн судалгааны ном хэвлүүлжээ. Тус зохиол нь дууны судалгаа болон дууны текст гэсэн хоёр ангиас бүрэлдэж байна. Судалгааны ангид нь ардын дуучид, ардын дуу, ардын дууны мотив, дууны дүрслэлийн арга барил болон ардын аман яруу найраг хийгээд орчин үеийн яруу найргийг харьцуулан судалсан байна. Тус ном нь судалгаанаас гадна ардын дууны текстүүд, ардын дууны орос орчуулга, ардын дууны хэлхээ, сурвалжилсан дуучдын нэрсийн жагсаалт, үгсийн тайлбар болон ном зүй гэх мэт хэсгүүдээр бүрэлдсэн байна. Дууны текст нь зохиогчийн Монгол улсын Ховд болон Увс зэрэг аймгуудаас цуглуулсан 219 ойрад ардын дуу орсон бөгөөд тэрхүү дуунуудаа монгол кирилл үсгээр тэмдэглэсэн байна. Мөн түүнчлэн энэхүү дуунуудаасаа 37 дууг сонгон орос хэлээр орчуулжээ. Судлагчийн хийсэн энэ судалгаа нь нэлээд дорвитой сайн судалгаа болсон бөгөөд хойно дагалдуулсан 219 ардын дуу нь ч монгол ардын дуу судалж байгаа дэлхийн олон эрдэмтдэд тун ч үнэ цэн бүхий эх хэрэглэгдэхүүн болсоор байна.
ТЕОЛОГИЯ
В начале I тысячелетия до н. э. произошло одно из крупнейших событий в истории народов, населявших горностепные просторы Евразии — переход степных племен к кочевому образу жизни, к кочевому скотоводству. В представленном исследовании рассматривается героический эпос «Манас» — один из древнейших эпосов мира, в котором нашли отражение не только жизнь и быт кочевого кыргызского народа, его этические нормы, но и религиозные культовые обряды и действия.
Основной целью автора является раскрытие религиозных основ эпоса «Манас», что позволило сформулировать две ключевые задачи: с одной стороны, выявление своеобразных исторических «примет времени», следов различных эпох, обнаруживаемых в произведении, и анализ религиозных образов «Манаса», с другой.
Обе задачи между собой неразрывно связаны и отражают, по сути дела, разные стороны одной проблемы. Автор подробно рассматривает вопросы отражения в эпическом тексте ранних религиозных верований (тотемизм, анимизм, культ предков) и мусульманских мотивов. Основной целью научного анализа религиозных мотивов эпического сказания является выяснение их онтологической и аксиологической ценности в контексте номадического бытия. В представленной статье весьма наглядно представлены тотемические воззрения на примере зооморфной богини Ак-Бугу. Повествуется о том, как Ак-Бугу (букв. Святая Олениха) вскармливает своим молоком младенца Семетея, и его мать, увидев это, восприняла это как добрый знак. В древности олень, лось, архар, равно как и волк или барс, считались священными животными, покровительствующими кыргызским племенам. Также исследователь рассмотрел один из наиболее древних и ярких женских образов эпоса «Манас» — Айчюрёк. С ее образом в «Манасе» связывается широко распространенный в эпосе тюрко-монгольских народов мотив оживления героя его женой.